Архангельск посетили эксперты из петербургского Института исследования стрит-арта, чтобы изучить местное уличное искусство. Специально для них местные гиды — в том числе и художники — провели прогулку по самым интересным местам. Этот маршрут с примерами городского арта планируют опубликовать в Интернете для всех, кто интересуется этой стороной культуры. Мы тоже прошлись по архангельским улицам и дворам вместе с питерскими гостями и посмотрели, что из рисунков на стенах им понравилось больше всего.
Разрешённый стрит-арт и нелегальные граффити
Архангельск — первая остановка в большом путешествии Института по городам России. Проект реализуется при поддержке Российского фонда культуры, а вырос он из подобных прогулок-исследований по Петербургу.
— Мы выиграли грант и хотим познакомиться со всеми городами, — говорит эксперт Института Полина Штанько. — Мы уже познакомились с инициативными ребятами из Архангельска ещё до того, как сюда приехали. Знаем всех с миру по нитке, через несколько рукопожатий. Мы хотим запустить историю с прогулками, чтобы исследовать город и городское искусство: легальное и нелегальное.
По словам пресс-секретаря Института Анастасии Прониной, они выбирали, прежде всего, те города, которые не так известны своим стрит-артом. Например, в список изначально вошли Москва и Нижний Новгород, но потом их заменили, так как в них уже есть сформировавшееся стрит-арт-комьюнити.
— В Екатеринбурге, например, две тусовки: одна голосует за независимость и нелегальность, а другая — за сотрудничество с местной администрацией и спонсорами, — объясняет она. — И одни будут хотеть, чтобы в маршруте было настоящее граффити, а другие — чтобы в него включили работы, которые появились в рамках фестивалей. И это правильно — надо включать всё. И затем либо сделать выжимку [самого интересного], либо сделать большой маршрут и предложить его разбить на два поменьше.
Экскурсии по заброшенным домам для всех возрастов
Хоть приезд петербургских искусствоведов и обозначен как «Школа стрит-хантеров», Анастасия замечает, что в целом это не школа, а в первую очередь обмен мнениями. «Мы приезжаем смотреть, а не учить», — говорит она.
По словам девушек, утром они прогулялись по Набережной Северной Двины, где им понравились и стоящие на ней «сталинки», и инсталляция в виде огромных разбитых очков на пляже, и даже разрисованный граффити бетон.
— Мы посмотрели вашу прекрасную стену на набережной, — так об этом рассказала Полина Штанько. — Это тоже нужно изучать, это не стоит обделять вниманием. Оно существует — значит, его тоже надо показать людям.
Понравилась девушкам и известная в Архангельске вяжущая бабушка на здании Музея изобразительных искусств, и репродукции нескольких известных картин на его стенах. Не меньше восторга вызывают и огромные буквы LUK на жилых домах по Воскресенской улице, и даже простые теги на гаражах. Всё это, по словам петербурженок, достойно изучения. В своём городе, например, они проводят аналогичные прогулки даже по нежилым домам с работами местных художников.
— У нас очень много заброшенных зданий, которые расписывают, и некоторые мы посещаем на свой страх и риск группами по 20 человек, — говорит Полина. — И когда уже становится понятно, что это опасно — тогда мы перестаем водить. [Те, кто посещают такие места, —] это люди, которые увлекаются уличным искусством, изучают город. Причём, необязательно молодые. Я проводила исследование, и выяснила, что уличным искусством интересуются люди от 15 до 25 лет, 30–35 и даже 50–55 лет. В середине 90-х им как раз было по 25. Видимо, тогда они стали изучать уличное искусство, и интересуются им до сих пор.
«Всё, что согласовано — это уже не граффити»
Помимо осмотра различных граффити Институт исследования стрит-арта публикует на своём сайте статьи и изучает мнения горожан. Анастасия говорит, что поменять негативное отношение основной части населения к уличному искусству может помочь как раз согласование властями новых объектов.
— Я думаю, что мы можем это сделать благодаря паблик-арту, если эти же художники буду работать с объектами, которые будут согласованы, — считает она. — Тогда люди посмотрят на их творчество с другой стороны. Чем больше их будет — тем лучше. Я считаю, что это будет путь к сердцу публики. Если они поймут, что это не страшно, не опасно и не вандализм, а разрешили — возможно, они увидят стрит-арт с другой стороны.
А вот граффити, по словам Анастасии, не нуждаются в этом.
— Это уже своего рода вандализм. То, что их ловят — они сознательно на это идут. Всё, что согласовано — это уже не граффити, — говорит девушка.
После Архангельска граффити и прочий уличный арт эксперты Института будут осматривать в Перми, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Ростове-на-Дону, Воронеже, Самаре, Севастополе и Саратове. А чуть позже мы сможем увидеть карту Архангельского стрит-арта в Сети — тогда каждый, кто не знает всех красочных закоулков города, сможет их увидеть. Если раньше туда не доберутся коммунальщики.