В Архангельске начался большой летний фестиваль «Другой», в эти дни нас ждет насыщенная культурная программа: уличные театры, музыкальный концерт и фестиваль книги «Белый июнь». Его тема в этом году — «Ориентация — север!». Архангелогородец Егор Парфёнов поделился своим мнением о значении книжного фестиваля для Русского Севера и объяснил, почему горожанам стоит туда пойти.
Конечно, Север — это не январские морозы, Север — это образ мышления. Мышления, дисциплины, поднявшей из грязи пол-Европы. Дело в том, что культура не появляется на пустом месте, из ничего. В случае России ее всегда привозили, заполняя некий вакуум.
Классический пример: сложные отношения Пушкин — Байрон. Для англичан Александр Сергеевич — просто плохо переведенный великий Байрон. Для нас — всё. Если копать глубже, то можно вспомнить Рублева и его революционную, выросшую из византийской школы иконопись. Но ведь выросшую. Достоевский с его «неправильным» детективом — «Преступление и наказание». Что это за детектив, в котором убийца известен с самого начала?
Примеров масса. Общее одно: каждый раз зерно было заграничным. Да, хлеб — что надо. А чье зерно-то? Заимствование в искусстве — норма. Чтобы сделать рывок, нужно оттолкнуться. Нужна земля под ногами. Да, бесспорно, русская литература гениальна. Но кто-то же научил классиков держать в руках карандаш, правда?
«Долгое время и Архангельск был тем тонким местом, бутылочным горлышком, через которое текла вода европейской цивилизации»
Собственно, для этого его и построили 437 лет назад. Северный край — это порт, а значит, замочная скважина, сквозь которую доносился шум прибоя далеких английских берегов. Культура буквально на товарных кораблях просачивалась на Север, обогащая, удобряя его. Но потом этот краник перекрыли.
Петр Первый отнял у Архангельска будущее. Отнял 300 лет процветания, культурного и экономического. Как? Построил свой «Парадис» — Петербург, перетянувший торговлю и вместе с ней всё остальное в Финский залив. И теперь какой у нас самый культурный и «европейский» город страны? Правильно. А мог быть Архангельск.
Но прямо сейчас на наших глазах происходит небывалое: восстановление исторической справедливости. Реальное, медленное движение к свету. И «Белый июнь» в этом смысле — фундамент северного реванша. База, от которой можно будет оттолкнуться, чтобы раскрутить вентиль, искусственно закрытый несколько веков назад. Поэтому «Другой 437» — это не что иное, как Джотто северного Возрождения.
«Когда меня спрашивают, что ждет нас, наш край, я говорю так: "Экономический упадок и культурный Ренессанс"»
На первое, как бы мы ни хотели, повлиять не в наших силах. А второе — в руках каждого! Купить книжку, послушать лекцию — маленькие, но шаги к возрождению. Великий европейский подъем после паршивого Средневековья у нас ассоциируется с холстами Да Винчи и Рафаэля. Несколько итальянских художников спасли цивилизацию, спасем и мы наш Север.
А вы пойдете на фестиваль «Белый июнь»?