Режиссер и актриса, звезда легендарного фильма «Солярис» Наталья Бондарчук сейчас работает над новым проектом. Это будет экранизация пьесы Островского «Снегурочка». Эпизоды снимали в Переславле-Залесском, подмосковном Захарово и в музее-заповеднике «Малые Корелы» под Архангельском. Режиссер считает, что сейчас самое время возрождать отечественное кино. Она рассказала 29.RU о новой картине, вспомнила кое-что о съемках «Соляриса» и порассуждала о будущем индустрии в целом.
Наталья Бондарчук — советская и российская актриса, режиссер, сценарист; заслуженная артистка РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ. Дочь народных артистов СССР режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. Исполнила главную женскую роль в фильме Андрея Тарковского «Солярис».
Двойники в кино: про фильм «Снегурочка» и немного про «Солярис»
Наталья Бондарчук призналась, что мечтает провести премьеру «Снегурочки» уже в этом году — ведь именно в этом году отмечают 200-летие Островского. Правда, впереди еще много работы.
Снимают в разных регионах. Какие-то кадры отсняли под Москвой, какие-то — в Ярославской области, а какие-то — под Архангельском. Теперь, чтобы продолжить, команда ищет финансирование. Заявку в Минкульт еще готовят.
Как минимум еще один эпизод планируют снять в Архангельске — во время регаты на традиционных деревянных лодках. Такая идея пришла к режиссеру после экскурсии в Северный морской музей.
— Там такие красивые макеты. Я говорю: «Давайте их снимем». А мне говорят: «Так ведь у нас будет регата, несколько таких исторических судов поплывут», — рассказывает Наталья Бондарчук.
Режиссер уже представляет, как будут проходить съемки. Об этом она рассказывает с улыбкой, но в то же время по-деловому подсчитывает каждую минуту:
— Думаю, смогу всех быстро переодеть — уже есть такой опыт. Слава богу, что люди, с которыми я общалась, уже с бородами — не нужно клеить. Чувствую, что всё возможно. Это будут очень интересные кадры.
Возить с собой актеров не всегда получается, поэтому в Архангельске для Снегурочки и других персонажей подобрали двойников среди местных жителей.
— Я не могла привезти актрису, которая играет Снегурочку. И мне нашли девочку, абсолютно похожую на мою героиню, — говорит режиссер.
Кстати, сама Наталья Бондарчук тоже исполняет в картине одну из ролей. Она же иногда стоит за камерой, поэтому для себя тоже подобрала дублершу.
Рассказывая о двойниках в кино, Наталья Бондарчук вспоминает, как снималась в культовой картине Тарковского «Солярис».
— Там есть знаменитейший кадр. Я вбегаю такая вся израненная, кровь течет. На руке рана. Мой партнер берет руку: «Сейчас-сейчас, я помогу». Отворачивается, потом поворачивается, а на мне все раны зажили. Всё в одном кадре. И тогда не было компьютерной графики. Что это такое? Это дублерша руки! То есть я подменила свою руку. Камера наезжает на эту руку, потом поднимается на мое лицо, а потом я сдираю все эти остатки грима, — описывает она.
Русское кино — у отхожего места? Про кризис и будущее индустрии
Последний год для киноиндустрии в России был нелегким. Наталья Бондарчук сохраняет оптимистичный настрой, однако все-таки замечает, что к резкому уходу западного кино мы были не готовы.
— Мы мечтали подвинуть Голливуд, и вот, подвинули. Нет американского кино. А контента у нас тоже нет! Нечего показывать! Мы много лет были обречены на голливудщину. Я всегда вспоминаю один и тот же момент. Я пришла на картину «Метро». Симпатичная картина, экшен хорошего режиссера. Кинотеатр современный. И около туалета рекламка «Метро», а дальше — американские фильмы, причем третьесортные… А где русское кино? У отхожего места. В буквальном смысле, — описывает режиссер.
При этом она считает, что в ближайшее время отечественный кинематограф ждет подъем. Она приводит в пример то, что в Москве зрители очень тепло приняли показы фильма «Солярис», приуроченные к 90-летию Тарковского.
— Но на «Солярисе» далеко не уедешь. Нужны новые фильмы, поэтому мы очень ждем: а как сейчас Министерство культуры отнесется, например, к нашему фильму «Снегурочка»? А как они отнесутся к фильмам другим? — рассуждает Наталья Бондарчук.
Она добавила, что в Москве с большим успехом прошел показ и документального фильма о Тарковском, который снял ее бывший супруг Николай Бурляев.
— Полный зал. Огромный зал «Октября» — полный. А ведь это документальное кино, не художественное. Десять минут нескончаемых оваций после фильма. И дальше кто-то говорит: «Как хорошо, что мы без попкорна». Хорошо, что без попкорна. Этот фильм нельзя смотреть с попкорном, — вспоминает наша собеседница.
Таким образом, считает она, в России может сформироваться новая культура просмотра кино — люди будут относиться к просмотру более осмысленно.
— А почему попкорн и американское кино? Ведь американское кино навязывает нам стереотипы. Можно и кушать в это время. А вот под кино, где надо о чем-то размышлять, нельзя есть попкорн — подавишься. Лучше детям дадим петушка в руки, нашего российского, только чтобы они не чавкали попкорном. Пусть в перерыве этим занимаются, но не тогда, когда они воспринимают искусство, — говорит Наталья Бондарчук.
Будущее русской культуры: про международные связи и планы
Отвечая на вопрос, что сейчас происходит с международным сотрудничеством, режиссер лаконично замечает:
— У меня 11 международных театральных школ. Все они сохранились и продолжают работать. Это русскоязычные школы имени Сергея Федоровича Бондарчука.
Режиссер считает, что российские кинематографисты продолжат участвовать в международных фестивалях:
— Сохранится наверняка турецкий фестиваль «Шесть премьер». Сохранится, я думаю, фестиваль в Египте. И, как ни странно, сейчас я приглашена в Индию. Думаю, доброжелательные к нам страны, такие как Китай, Индия, Турция, — они останутся. Лишь бы было что показать. Они очень любят нашу классическую культуру. Есть опера, есть балет, можно сочетать: поехать с оперой, с балетом, со спектаклем и с фильмом.
Кроме того, говоря о планах, собеседница намекнула, что в скором времени может появиться на свет новый фильм про ее отца — Сергея Бондарчука.
Ранее мы уже рассказывали, почему Наталья Бондарчук приехала именно в Архангельскую область. А еще мы писали о новом проекте режиссера Андрея Карасова, который помог организовать Наталье Бондарчук съемки в Поморье.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.