Глухие деревни в лесах Архангельской области до сих пор живут по правилам и традициям глубокого прошлого. Люди там занимаются промыслами, верят в потусторонние силы и существуют в полной гармонии с собой и природой. Одинокий охотник, бабушка-плакальщица и молчаливый рыбак — лишь некоторые герои, хранящие тайны древних мест. Диана Смыкова, фотохудожница из Архангельска, добралась до отрезанных от цивилизации поселений и подружилась с местными жителями. О них она рассказала в формате онлайн-выставки.
Диана Смыкова родилась в Архангельске и начала путешествовать одна с 14 лет. Художница и исследовательница работает на стыке документальной и художественной проектной фотографии. Член международной организации Women Photograph и Союза фотохудожников России. Училась в Академии документальной и арт-фотографии «Фотографика» и в Нью-Йоркской Академии Кино. Ее работы выставлялись в Грузии, России, США и Европе.
От путешествия на старом ЛуАЗе до сплава на карбасе
Онлайн-выставка «Север. Возвращение» — это результат нескольких экспедиций по удаленным уголкам Архангельской области. За три года работы над проектом Диана посетила десятки северных деревень и решила рассказать о четырех из них: Морщихинской деревне, Койде, Зехнове и Азаполье.
— Всё началось с того, что мы с друзьями ездили по Пинежью на старом ЛуАЗе 1980-х годов — это первая машина, в которой я села за руль. Тогда она разваливалась на части и мы ремонтировали ее чуть ли не в каждой деревне. Знакомились там с людьми. Сначала мы просто ездили туда, куда хотелось. Потом начали организовывать серьезнее и разбивать экспедиции на районы, чтобы у меня была возможность подготовиться.
Вторую часть проекта Диана сняла в ходе путешествия на поморском карбасе.
— Это была экспедиция по Белому морю. Мы прошли вдоль Зимнего берега с верховьев реки Мезень до Архангельска на традиционном поморском карбасе, который вручную построил этнограф Егор Староверов. Сейчас такие карбасы — редкость. Мы жили несколько месяцев в деревнях Кенозерского национального парка, команда которого поддержала проект с самого начала.
Экспедиции получились сложными, но захватывающими.
— Путешествовать по Архангельской области очень сложно: огромные расстояния, плохие дороги или их отсутствие, в некоторые деревни можно добраться только по воде или по воздуху. У нас постоянно были какие-то технические сложности — с машинами, лодками, всё ломалось, застревало, но это просто данность, что здесь сложно путешествовать, если у тебя мало опыта. А опыт мы набирали через набивание шишек. Я всегда знала свою цель во время этих похождений, поэтому проблемы больше казались приключениями.
«Я не чувствовала связи с Севером, пока не познакомилась с героями»
Цель экспедиций, говорит Диана, была личной. Молодой девушке хотелось найти связь с местом, в котором она родилась.
— Я поехала разобраться, почему я не чувствую связи с местом, которое всегда называю домом. Почему я отсюда убегала и что на самом деле здесь происходит — что я чувствую, погружаясь в эту культуру, природу, философию и верования людей.
Найти чувство дома Диане помогли жители местных деревень. Именно им девушка решила посвятить свой проект.
— На Севере живут закрытые, но очень глубокие и душевные люди, они очень гостеприимны, чувственны. С некоторыми героями я прожила много дней, со многими у меня образовалась эмоциональная связь. Именно благодаря им я наконец почувствовала привязанность к Архангельской области.
Герои стали для художницы не просто интересными людьми, но и настоящими друзьями. Расставания с ними были очень болезненными.
— Например, помню, как я уезжала от бабы Зины (ей посвящена одна из частей проекта. — Прим. ред.) и рыдала целый вечер. Мы жили с ней почти неделю, пережидали шторм, она жарила нам грибы с картошкой и рассказывала истории. Они всё не заканчивались и не заканчивались. Мне кажется, она по-настоящему открылась мне, и так трепетно было прикасаться к ее мудрости, опыту, воспоминаниям. Она тоже была очень рада нашему присутствию и тоже грустила, когда мы уезжали. Ради такого процесса я и снимаю проекты.
«На Севере много мифов и персонажей»
Большое внимание в своей работе Диана уделяет мифологии глубинных мест и удивительной вере своих героев в потустороннее силы.
— Пинежье, Кенозерье, Белое море — у всех этих областей свои маленькие культурные особенности, даже в рамках одного региона. Архангельская область очень разная — особенно с точки зрения верований и мифологии. Даже у мифологических персонажей в разных деревнях разные названия: водяной, водяник, обдериха, баенник.
Только посмотрите, о каком интересном сочетании веры говорит один из героев проекта Василий Александрович:
— Мы наполовину православные, наполовину язычники. Когда в лес или на рыбалку идем, мы язычники, а в храме — так сразу наоборот.
«Хочется, чтобы деревни сохранились»
Диана отмечает, что древний Север, которым ей удалось вдохновиться, постепенно вымирает. И на эту проблему стоит обратить внимание.
— Традиционные деревни постепенно исчезают — умирают старожилы, а молодежь переезжает в города. Многие старинные деревянные церкви и традиционные дома находятся в плачевном состоянии, и многие из них разваливаются, так и не дождавшись реставрации. Мне хочется привлечь внимание к этой печальной данности и вдохновить людей бережнее относиться к своему наследию.
Ознакомиться с иммерсивной выставкой можно здесь.
Кстати, во время съемок этого проекта Диана застряла в лесах Пинежья почти без еды и связи. Мы рассказывали, как это было.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.