В Архангельской области возобновят работы по поиску нефти, об этом сообщили в Министерстве природных ресурсов и ЛПК. Предыдущие геологоразведочные работы в Мезенской синеклизе остановили почти 20 лет назад. Теперь поиски ценного ресурса планируют возобновить. Мы поговорили с Владимиром Демидовым — независимым экспертом рынка нефти и газа. Спросили у него, станет ли Архангельск новым Дубаем и почему работы решили возобновить именно сейчас.
Синеклиза — это такая область земной коры, которая сильно погружена ниже общей поверхности континента или океана. Она представляет собой продолговатую впадину или котловину, окруженную более высокими горными массивами или платформами.
— Судя по истории разработки данного участка, не думаю, что это существенно может изменить экономику региона. Конечно, при успешной разведке и успешном проведении работ по строительству добычной и перерабатывающей инфраструктуры это определенным образом может повлиять на развитие. Открытие любых ископаемых полезно для области. И если их добыча экономически целесообразна, то это точно приведет к какому-то положительному денежному потоку в регионе. Но я бы не сказал, что мы сможем увидеть новый Дубай.
«Говорить о выгоде преждевременно»
Нефть в Архангельской области искали уже два раза: с 1963-го по 1975-й и с 1998-го по 2004-й. Геологоразведочные работы проводили в Мезенской синеклизе. Оба раза месторождения признавали «непродуктивными».
— Если мы посмотрим историю, то увидим, что достаточно много компаний участвовали раньше в разработке Мезенской синеклизы. «Лукойл», «Татнефть», даже, мне кажется, «Газпром» там участвовал, но в итоге это ни к чему не привело. Нужно понимать, что если бы нефти было много, то ее нашли бы сразу. Даже с тем оборудованием, которое было тогда. Технологии не шагнули настолько, что 20 лет назад мы вообще не видели нефть, а сегодня бам, а там миллиарды баррелей. Новые технологии, конечно, могут помочь, но объем этих месторождений пока очень туманный.
Владимир также отмечает, что нефти на данном участке может не быть вовсе.
— На данный момент еще не доказано, что она там есть. На это указывают только предпосылки геологии, потому что в такой геологии нефть действительно может быть. На данном этапе, насколько я понимаю, все скважины не показали сколь-либо хороший результат. Более того, надо понимать, что Белое море — это достаточно отдаленный и климатически сложный регион. Это накладывает огромный отпечаток на издержки и при разведке, и при строительстве инфраструктуры. Надо понимать, что это не Саудовская Аравия, где трубы можно просто бросить, и всё хорошо. Здесь регион с вечной мерзлотой, болото, низкие температуры, очень высокие экологические требования. Невероятно сложный участок работ, поэтому говорить сейчас о выгоде преждевременно.
«В доступных регионах нефть заканчивается»
Эксперт отмечает, что достоверные результаты разведки мы, вероятно, узнаем еще не скоро.
— Разведка ведется так: участок разбивается на клеточки, как шахматное поле. Затем в каждом пересечении проводятся буровые работы. Для составления полной картины таких скважин нужно очень много. Работы могут вестись год или два. Возможно, если что-то произойдет невероятное и несколько скважин покажут сверхдебит, то параллельно с разведкой других регионов уже начнут работать на этом участке. Но на самом деле сложно представить, что будет так, потому что, как я уже говорил, крупные компании, оснащенные очень хорошими технологиями, участвовали и ничего не нашли. Пока я не вижу предпосылок для оптимизма.
По мнению Владимира, заинтересованность в исследовании Мезенской синеклизы обусловлена не ее потенциалом, а угасанием других месторождений:
— Нужно понимать, что в доступных регионах, которые были открыты еще при Советском Союзе, нефть заканчивается. Сейчас немалая часть добычи переходит в сторону Арктики, в сторону труднодобываемых запасов. На этом фоне данное месторождение может представлять интерес.
Недавно мы писали о том, почему в России возник дефицит топлива. Цены на него росли всё лето, а в сентябре на заправках нескольких городов топливо просто кончилось. Правительство ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизеля. Ожидалось, что это стабилизирует внутренний рынок. В начале октября бензин в действительно подешевел на несколько рублей. Вот только, по словам экспертов, после принятых мер цена на него должна была упасть в два раза.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.