Выпускники одиннадцатых классов продолжают сдавать ЕГЭ, но времени до начала приемных кампаний в вузах остается все меньше. Уже совсем скоро ребята отпразднуют выпускной, а после начнут подавать документы и встанут перед непростым выбором: остаться в своем регионе или уехать покорять другие города. Выпускник Архангельского государственного лицея им. М. В. Ломоносова Егор Парфенов уже решил для себя, что не хочет продолжать учиться в Архангельске. Он подробно объяснил, что не так с провинциальным образованием и почему хотел бы уехать не в столицу, а «за бугор», если бы была такая возможность.
Я думаю, что образование — это не только вуз с его рейтингом и педсоставом. Не только общага, состояние которой, к сожалению, часто диктует выбор абитуриента. Образование — это непрекращающийся за стенами аудиторий процесс, для которого важно все: энергия города и людей, занимающихся с тобой; запах успеха или возможностей, доступных благодаря этому самому диплому бакалавра. Нельзя учиться, например, бизнес-девелопменту на болоте.
Ради чего ваши лекции по инвестированию, если из окна корпуса не видно Лондон или Москву-сити? Во что вкладывать? В камыш?
Давайте посмотрим на ведущее мировое образование. Надо же иметь ориентир, верно? Если остановить любого прохожего и попросить его перечислить пять лучших университетов мира, он, конечно, назовет какой-нибудь Оксфорд, Кембридж и парочку представителей «Лиги плюща». В обществе, даже не в самом проамериканском, каждый осознает, что именно частное американское, или шире — англосаксонское высшее образование впереди планеты всей. Почему? Факторов много. Но давайте остановимся на одном: комьюнити.
Как ни странно, но молодые обеспеченные ребята несут документы в Стенфорд не за hard skills, не за умением брать интегралы и доказывать теоремы (этому их научат и в МГУ). Сегодня они выбирают эти вузы ради знакомств, или, как это говорится там, за бугром, ради «нетворкинга». Это своеобразное кумовство, только без негативной окраски. Зачем? К сожалению, в нашем веке устроиться на работу даже с дипломом стало очень сложно.
Теперь кроме компетенций требуются еще и социальные связи, красивое резюме, опыт работы, практики, маститые стажировки
Все это дает крутой американский вуз. Все четыре года студенты там не учатся в привычном понимании, а подстилают соломку для будущего места работы. И выходя во взрослую жизнь, они, при содействии профессора и подружившись с бывшим выпускником, попадают в консалтинговую фирму. А такой же, может быть даже более смышленый выпускник СПбГУ — на рынок труда.
Самое лучшее высшее образование — это то образование, после которого ты нужен всем. Даже после МГУ ты не нужен никому. Что уж говорить о провинции
Хотя ведущие институты Москвы уже работают на сокращение разрыва между Россией и Америкой, Западной Европой. Они перенимают методы, структуру и сам подход к образованию у коллег. Это совершенно нормально, ведь университет должен не только учить, но и учиться сам. Кстати, когда я говорю «ведущие», я имею в виду вузы так называемой «новой волны»: Высшую школу экономики, Шанинку, ИОН РАНХиГС и так далее. А все они там, в столице.
Университет — это экосистема, заинтересованная в том, чтобы его выпускники добивались успеха. А для этого мало хорошо учить. Для этого нужно создавать особую среду, тонкую сеть деловых взаимодействий между профессорами, выпускниками, бизнесом, государством и так далее. Но российские провинциальные ВУЗы не делают этого. У них нет совета попечителей, фондов, бизнес-партнеров, заграничных вузов-партнеров, комьюнити. Разумеется, не у всех. Но в большинстве это так.
САФУ в этом смысле движется в верном направлении. Этот университет позиционирует себя как окно в Скандинавию, и это прекрасно.
Ориентация на северную Европу, использование «портового» положения — чудесная, и при этом достаточно старая идея. Но пока только идея
Думаю, лет через пятнадцать САФУ, не сворачивая с этого курса, займет очень интересную и богатую нишу. Но это в следующем десятилетии. А я поступаю уже в следующем месяце.
Согласны с автором?