Осенью в Высшую школу рыболовства и морских технологий Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (САФУ) поступит новый навигационный тренажер для обучения будущих капитанов и членов экипажей морских судов. Сейчас современный аппарат находится на изготовлении у поставщика. Производством занимается Санкт-Петербургская компания, которая специализируется на морском оборудовании. По договору тренажер должны привезти в Поморье в ноябре этого года, но в вузе надеются, что это удастся сделать раньше — в сентябре-октябре.
Высшая школа рыболовства и морских технологий, или, как ее еще называют, Рыбка, — бывший Рыбопромышленный техникум, который вошел в состав САФУ в 2021 году. За это время здесь многое изменилось. Начиная с названия и заканчивая многочисленными закупками современного оборудования для учебы и заключением договора с Минтрансом. Документ позволяет официально готовить будущих членов экипажей морских судов по международным требованиям. Кроме этого, два года назад в Рыбке появился тренажер машинного отделения и судовых энергетических установок. Он предназначен для судовых механиков.
— Наш новый навигационный тренажер создан по индивидуальному заказу и включает в себя все модули, которые нужны для обучения судоводителей — будущих капитанов. Его можно интегрировать с тренажером машинного отделения, который у нас появился ранее. Таким образом, мы воплотим концепцию виртуального судна. Находясь в учебных условиях, которые максимально приближены к реальным, ребята смогут нести практически полноценную вахту. Судоводители — на судовом мостике, механики — у себя, в машинном отделении. Находясь физически в разных помещениях, они смогут координировать действия друг друга, общаться, выполнять совместные задачи. Точно так же, как это было бы на реальном судне, — объяснил директор Высшей школы рыболовства и морских технологий САФУ Александр Чекалин.
В чем особенность нового оборудования
Новый тренажер полностью имитирует все системы, которые есть на капитанском мостике. Среди них электронная картография, радиолокационная система, система автоматической радиолокационной прокладки. Визуально он выглядит как несколько мониторов, расположенных по кругу и соединенных между собой. На них выводится изображение того, что видит перед собой экипаж, находясь в рубке. Перед экранами — точная копия системы управления судном, включая штурвал и многое другое.
Помимо места для инструктора, на котором будет работать преподаватель вуза, в тренажере предусмотрено еще два места для обучения специалистов. Первое — для изучения глобальной системы связи при бедствии, второе — рыбопромысловый модуль с приборами для определения местоположения косяков рыбы. Таким образом, в вузе сохраняют преемственность с историей рыбопромышленного техникума.
— В последние годы у нас активно развивается Северный морской путь, по которому в том числе в Архангельск заходят новые суда. Все они имеют ледовый класс. Поэтому для плавания в условиях суровых арктических морей необходимо обладать опытом работы в ледовых условиях. Поэтому по нашему индивидуальному запросу новый тренажер также оснащен ледовым модулем, который имитирует особенности прохождения судов по северным морям, — добавил Александр Чекалин.
Надежное сотрудничество
Средства на покупку такого дорогостоящего оборудования выделил университет, правительство региона и компания «ЛУКОЙЛ» в рамках соглашения о сотрудничестве с правительством Архангельской области. Генеральный директор предприятия «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Олег Третьяков входит в попечительский совет вуза. Вклад нефтяников — десятки миллионов рублей. Деньги пошли на новый тренажер и программное обеспечение для него, а также развитие инфраструктуры и благоустройство.
— В Высшей школе энергетики, нефти и газа мы готовим специалистов для предприятий нефтегазовой отрасли, в том числе и «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». А на площадке научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» проводим совместные исследования. Например, сейчас ученые и практики исследуют возможность использования перспективных технологий при освоении нефтегазовых месторождений в Арктике. Они анализируют выпадение парафиновых веществ из пластовых нефтей при различном давлении и изменении температуры с помощью визуального и спектроскопического метода. Объектами для исследований стали производственные площадки ПАО «ЛУКОЙЛ», — сказал исполняющий обязанности ректора САФУ Павел Марьяндышев.