Вы наверняка видели в Архангельске металлический мотоцикл — это чудо сварки сделали в творческой мастерской «Стихия металл», где уже 10 лет создают удивительные и дорогостоящие объекты... из мусора. Выкинутые кем-то инструменты, подшипники, гайки, гвозди — на серую груду металлолома архангельские сварщики смотрят как художники. Среди шедевров — образцы стимпанка: совы, поезда, змеи и даже комары. Их работы покоряют всё больше городов России и не только — скульптуры наших земляков скоро украсят метро в Катаре, где на советские вилки и запчасти автопрома будут с восхищением смотреть гости Персидского залива.
Шедевры из отходов
В старом кузнечном цеху шумят бензопилы и бетономешалки — тут режут и гнут металл. Но работают не только с ним — в дело идет ненужное стекло, измельченное до бисерин, и даже макарошки. Главный идейный вдохновитель — Алексей Медведков. Команда у него небольшая и дружная: всего пять мастеров, для которых процесс — не только работа, а целое искусство.
Он говорит, что творчеством занимался с детства — лепил из глины и пластилина. С металлами познакомился в 90-е, когда трудился на машиностроительном заводе. Еще тогда Алексея удивило, как много отходов остается в работе:
— Я занимаюсь этим 20 лет, с того момента, как стал работать на заводе и делать железо. Наверное, работай я на бумажном заводе, делал бы что-то из бумаги. Я посмотрел тогда, сколько идет отходов. Они своеобразные, но если есть фантазия, терпение и старание, то из любых можно сделать красивые вещи.
Сперва из заводского мусора получались самодельные грабли и лопатки. А потом Алексей Медведков вспомнил о детской тяге к искусству: делал цветы, пробовал создавать животных. Сегодня остается только удивляться, какие детализированные, гармоничные и стильные скульптуры получаются у авторов этой мастерской. Фантастически сочетается несочетаемое — в итоге получаем неповторимую авторскую работу.
Из чего сделаны эти совушки? Часть оперения состоит из зубчиков обычной столовой вилки, а подставку всей работы украшают металлические цветочки — они из креплений для люстры, глаза сов обрамляют кольца ножниц.
Казалось бы, чтобы делать такие формы, нужно уметь рисовать эскизы, работать с пропорциями и просто придумывать образы. Однако один из сварщиков Евгений Рюмин сразу замечает, что художественного образования ни у одного из мастеров нет: кто-то водитель, кто-то строитель. Трудятся в разных местах, а в свободное время тянет сюда — к искусству, которое требует не только таланта, но и трудолюбия.
Красивая, изящная вещь может появиться из любого мусора, причем не только металлического: гайки, болты, горлышки от стеклянных бутылок, ложки, вилки, лезвия ножей и даже макароны — всё это хранится здесь.
— Что-то приносят люди, что-то берем на металлоприемках, что-то подбираем, если валяется под ногами. Это всё мусор, который выкидывают, сдают на переработку, а мы дадим вторую жизнь. Большинство людей уже сами нам приносят ложки, вилки, сломанные часы и бижутерию. Пакетик накопили — нам звонят. Денег никто не просит.
«Беру деталь — рождается образ»
Особый процесс, как говорят мастера, — рождение идеи для новой работы. Придумывают сообща. Так появились светящиеся изнутри скульптуры бонсай, прочные костровые чаши, фигуры, усыпанные россыпью стекла, — в основном это рыбы в ярких цветах.
Еще один мастер Алексей Латыпов рассказывает, как работает с битым стеклом: чьи-то склянки измельчаются до крупного песка и становятся безопасным и довольно эффектным материалом.
На такую работу уходит примерно месяц. Алексей в подробностях рассказывает, как делал ее:
— Внутри у нее мусор: мы скрутили коробки из-под пиццы, смотали в виде лягушки. В лапы вставили трубки, на груди, кажется, совок. Потом всё это скотчем обматывается, шпаклюется, ровняется, оклеивается стеклопластиком, чтобы была форма, на которую наклеивается стекло. Потом наклеили донышки от винных бутылок, найденных на улице. Желтое стекло для грудки кто-то принес нам. Стекло набили в бетономешалке, оно там отшлифовалось само о себя — не поранишься.
Осетр в подобной панировке из стекла уже уехал в Краснодар, а также снеговик — он никуда не уехал, ждет своего часа. Возможно, его подарят культурному центру в Соломбале. С особой любовью о процессе придумывания новых работ говорит Алексей Медведков. Для него это всегда творчество, эксперимент и упражнение в фантазии:
— Беру деталь, понимаю, на что она похожа. С нее начинается весь образ. Бывает, что совпадает — я воплощаю задуманное, бывает нет, потому что есть специфичные материалы: те же цепи гнутся только в одну сторону. Я сперва подбираю материал, смотрю, сколько его, что из него получится.
Алексей отмечает: то, чем он занят, — для него больше чем работа. Это любимое дело. Видимо, поэтому о ценах на свои работы он не говорит: признаётся, что всегда с трудом ориентируется, сколько может стоить его труд, за него это делают близкие люди.
Делают работы, которые украсят метрополитен в Азии
При всей скромности мастеров об их работах знают уже далеко за пределами России. В 2019 году команда «Стихии металл» оказалась на международной выставке в Катаре (государство на Ближнем Востоке, расположенное на Катарском полуострове в северо-восточной части Аравийского полуострова. — Прим. ред.). Там собрались более 40 художников со всего мира. Работы северян отметили особенно: власти Катара купили у них 17 скульптур паровозов — обещают установить их на местных станциях метро. Сегодня мастерская выставляется в Санкт-Петербурге, в музее «Русский левша». Некоторые работы уезжают в частные коллекции, покупают их для обстановки в рестораны.
А вот в Архангельске не так много мест, где можно увидеть, что делают мастера. Самая примечательная их работа в городе — памятник мотоциклу, который был установлен на Воскресенской улице. Сейчас его там уже нет — в ремонте из-за скрученного колеса. Вернуть собираются к лету.
Алексей Медведков рассказывает, что на заказ мастерская практически не работает, но их работы разлетаются довольно быстро — в основном заказчики находят их в Сети и покупают то, что уже представлено в аккаунтах. «Стихия металл» снимает тиктоки, активно рассказывает о себе в «Инстаграме» — даже в Катар их пригласили, просто написав в Директ.
При этом мастера говорят, что для них до сих пор важнее не столько продать работы, сколько зафиксировать в них наше время.
— Случилось так, что людям нравится, но я как-то скромничаю, честно сказать, — говорит Алексей Медведков. — Охота все-таки отобразить нашу эпоху, показать: вот такими люди пользовались ключами гаечными, такие-то цепи были. Потом будут смотреть и понимать, как было, когда всё вокруг будет из пластмассы или других композитных материалов.