Директор Интеллектуального центра САФУ, организатор экологического лагеря для детей с ограниченными возможностями, папа двоих детей и друг для многих-многих ребят Александр Гильдебрант рассказал 29.RU о том, почему важно расширять кругозор, давать детям возможность приносить пользу и как не сойти с ума, когда твои уже выросли.
Мы продолжаем журналистский проект «Родительский понедельник», и веду его я, Екатерина Тенетова, мама годовалой дочки, в поисках лайфхаков современного родительства знакомлюсь с неординарным, на мой взгляд, мамами и папами и вдохновляюсь их историями. Семья Александра Гильдебранта легко вписывается в этот проект.
Сын и дочь Александра Гильдебранта уже взрослые, живут почти самостоятельной жизнью. Но так получилось, что сейчас вокруг Александра очень много детей, которые с верхом покрыли его острую необходимость в заботе, — это и крестники, и племянники, и дети из экологического лагеря в Кенозерье,
в работе которого Александр активно участвует.
Пример дружбы
— Дети выросли, и это случилось совершенно внезапно. Когда ты вдруг переходишь из состояния ежесекундного участия в жизни ребенка в состояние абсолютного незнания.
Внезапная смена родительского статуса пугает, психологически с этим очень тяжело мириться.
А маховик отеческой заботы уже разогнан! Куда его приложить? И я стал смотреть — где еще есть дети? И нашёл их. Племянники, крестники, соседи, дети из благотворительных проектов — круг постоянно расширяется. Вот так я размножил свою любовь: стало очень много близких людей, о которых я забочусь, а они обо мне.
Дружить — главный девиз Александра. Поэтому благотворительная смена в экологическом лагере для детей с ограниченными возможностями называется «Друзья для друзей». Волонтеры с экологической смены участвуют в создании инфраструктуры для детей-инвалидов: строят пандусы, прокладывают дороги, кто-то остаётся на саму смену и включается в инклюзивную работу.
— И взрослые, и дети в городе в обычной жизни очень редко встречаются с людьми с ограниченными возможностями. Как вы учите детей с ними общаться?
— Главное, не жалеть. В экологическом лагере стояла такая простая задача: будут люди на колясках, нам нужно сводить их в баню. И мы вместе с волонтерами идем и просчитываем: «Так, здесь нужно развернуться, здесь стащить, а куда мы положим вещи…» Все это проговариваем. «Вот один парень будет идти на ходунках, значит, будет идти медленно». Для меня это чисто техническая история. Вдруг я поднимаю глаза на ребят и вижу — у меня все в слезах и к работе непригодны. Что случилось? Они вдруг представили все воочию и пожалели всех. Не надо жалеть, понять надо! Я ведь не жалею, например, что я не медведь, если я у себя на даче прокладываю дорогу, чтобы проехать на велосипеде! Просто другой!
Но потом, когда показываешь им реальных людей, то постепенно их отношение меняется. Они видят, какие эти ребята интересные, как с ними классно общаться. Это происходит только в коммуникации, только благодаря дружбе. Я не могу подать пример заботы о больном человеке, я могу подать пример дружбы.
Развитие против воспитания
Кто-то прочитает и скажет, зачем это нужно? Лучше ограждать ребенка от негативных эмоций и всеми правдами и неправдами строить верную дорогу в будущее, чтобы найти то заветное место под солнцем: «Уж наши дети будут жить лучше нас». Таким был и сам Александр Гильдебрант в свои 20 лет.
— Мне кажется, что мы очень поздно стали заниматься воспитанием. Я в молодости хотел вырастить из своих детей «человека эффективного», со всеми показателями: интеллект, скорость, гибкость, грубая физическая сила и мелкая моторика. И я даже грубо это назвал: тактико-технические характеристики. Мне очень поздно пришло понимание, что ценностные установки должны идти раньше, чем показатели эффективности как какой-то боевой единицы. И сейчас многие на это ставят. Но, например, я спрашиваю коллег: «А правда всех нужно учить эффективному менеджменту? Давайте будем учить эффективному менеджменту только тех, кто хороший человек, в чьих нравственных установках мы уверены!»
— Нравственные установки сложнее формировать в людях. Как это делать?
— У меня нет рецептов. Я могу только показывать, что люди разные, что есть люди, которым очень трудно, что есть примеры отношения других людей к людям, которым трудно. Лет 15 назад я договорился с собой, что в душе человека есть росток добра, и он прорастет сам, только дай ему, куда расти, я бы в 20 лет такими словами даже говорить не смог. Наша задача в том, чтобы показать людям, что эти ростки есть в других людях, есть в нем, а для этого создать обстановку, в которой можно эти ростки проявлять.
Зачем нужна математика?
Честность — главное правило в общении с детьми. Как-то ночью дети в лагере у костра спросили: «Александр Егорович, объясни, пожалуйста, нам, зачем в жизни математика?» Вопрос, который волнует и многих взрослых.
— Начинаем разговаривать, что значит в жизни математика. И понимаем, что дети в своей жизни строят образы определенных действий только по тем образцам, которые они видят перед собой: в семье, школе, магазине, поликлинике, кому повезло — еще в театре и в музее. Они не знают, что кто-то проектирует самолеты, они не знают, что кто-то думает о том, под каким давлением нужно нагнетать воду в нефтяную скважину, чтобы нефть оттуда била. И из всего набора их ежедневных действий математика в жизни не нужна!
Мне кажется, что дети очень ограничены, сжаты тем набором жизненных ролей, способов жизни, которые видят. Я сам совершил эту ошибку.
Мы с супругой изо всех старались не настаивать, чтобы наши дети пошли по нашим стопам. Но невольно и я, и она (а оба физики по образованию, у обоих работа была связана с техникой) демонстрировали ценность физического, инженерного знания. И к окончанию школы оказалось, что у дочки физика — одна из самых сильных компетенций. Возможно, потому что не показали ей другой возможности. Сейчас у нее есть очень серьезное образование СПБГУ по специальности «астрономия». А ей хочется рисовать! Сетует «ну как можно в 17 лет решать, кем быть» и искренне сочувствует сегодняшним выпускникам.
Второе правило — исследовать, открывать, увлекаться вместе с детьми.
— Мне неинтересно проделывать лабораторную работу, результаты которой я знаю. Это такой элемент равности. Например, мы вместе рисуем карту и идем в поход. Так вот, самые интересные походы, когда я сам не шел по этой дороге. «А нам далеко еще идти?» «Я не знаю!» Ты вместе с детьми открываешь этот мир. Где мне еще искать желающих что-то открывать! Я очень многие вещи учусь делать вместе с детьми.