В настоящее время зарплата простых рабочих в сфере лесопромышленного комплекса Поморья может достигать 50-70 тысяч рублей в месяц. На предприятиях «оборонки» трудящиеся могут рассчитывать на 30-50 тысяч. Однако острый дефицит высококвалифицированных рабочих кадров по-прежнему представляет собой наиактуальнейшую проблему. Около 80 процентов всех вакансий в центрах занятости Архангельской области рассчитаны на выпускников средних специальных учебных заведений.
Об этом на пресс-конференции рассказал глава областного агентства по труду и занятости населения Павел Шевелев. По его словам, в конце 2010 года уровень безработицы составил 2,3 процента (15 800 человек). Для сравнения: в конце 2009-го на учете в ожидании подходящей вакансии находилось 18 с половиной тысяч человек, а в конце 2008-го – 16,4 тысячи.
На рубеже 2009-2010 годов процентное соотношение безработных по половому признаку было примерно одинаковым – 50 на 50. Сейчас же этот показатель начинает возвращаться в прежние «докризисные» рамки, когда доля жаждущих трудоустройства мужчин составляла 30-40 процентов, оставшееся же пространство занимали представительницы прекрасного пола. В целом, по данным Павла Шевелева, среднестатистический портрет безработного помора, обратившегося в службу занятости, выглядит следующим образом. Это женщина в возрасте от 29 до 50 лет, с высшим, как правило, образованием и желающая найти занятие по специальности. Такому собирательному образу дамы сотрудники биржи труда в состоянии предложить 20 процентов от общего числа вакансий, имеющихся в банке данных.
Примерно 30 процентов числящихся на учете по безработице граждан составляет молодежь. Характерная примета нашего времени – зачастую новоиспеченный специалист, отдавший пять-шесть лет своей цветущей молодости обучению в вузе и получивший в награду за это заветный диплом, элементарно не может устроиться на работу. И это при том, что в вакансиях намечается явный переизбыток. Правда, здесь речь идет о специальностях рабочего характера. В стране давно назрел кадровый голод высококвалифицированных сварщиков, электриков, сборщиков, станочников, столяров и прочих мастеров, который никак не компенсируется огромным количеством находящихся не у дел юристов и экономистов.
«Рабочие специальности хотя и высокооплачиваемые, но по-прежнему считаются непрестижными», – констатировал Павел Шевелев. Одной из причин такого положения дел руководитель агентства по труду и занятости считает школьный фактор, когда учеников целенаправленно нацеливают на поступление в вузы. Каждое образовательное учреждение заинтересовано отправить в институты как можно больше своих выпускников, так как это поднимает его престиж и значимость. Зачастую за детей делают выбор их родители, заранее решив, куда именно их чадо пойдет за знаниями. И конечно, этот чаша весов склонятся далеко не в сторону ПТУ или техникума. Да и атмосфера постсоветской эпохи нарисовала далеко не пролетарский имидж успешного и благополучного человека – на смену рабочим и колхозникам пришли офисные клерки при галстуках и компьютерах за персональными рабочими столами. Именно такие персоны не сходят с телевизионных экранов и газетно-журнальных страниц.
В области в прошлом году была запущена специальная программа «Рабочие руки нужны городу и селу», целью которой является помощь подрастающему поколению в выборе профессий, востребованных на рынке труда. Ведется работа в школах на предмет заинтересованности учеников в получении рабочих специальностей. Однако пока желание нынешних школьников получить «вышку» побеждает с огромным преимуществом.
Позицию Павла Шевелева относительно облика героя нашего времени разделяет и помощник депутата Государственной Думы РФ Владимир Федоренко:
«Невозможно вспомнить хотя бы один современный фильм или сериал, где бы главным героем был рабочий человек. Есть банкиры, военные, олигархи, диверсанты, чиновники, но в этом перечне не найти рабочих. Оно и понятно – рабочие, как социальная группа, просто не вписываются в облик теперешней эпохи. На полуразвалившихся, дышащих на ладан предприятиях люди получают копейки, кажущиеся благополучие заводов «оборонки» уйдет вместе с прекращением госзаказов. Единственное место, где рабочий может может получить право жить достойно – нефтегазовый комплекс, но там огромный конкурс. В общем, если раньше труженик завода преподносился как хозяин предприятия, то сейчас это и представить невозможно. Спросите любого из своих знакомых, кем бы он хотел стать – рабочим или чиновником? Ответ будет очевиден. И хотя случается, что чиновники получают меньше, чем иные рабочие, но по уровню очевидного благосостояния, возможностей и перспектив пропасть между двумя этими категориями непреодолимая. И, кончено же, рабочие здесь не в выигрыше».
Фото: Фото сайта Solombala.com