Получила очередной виток непрекращающаяся эпопея со «стройкой века» на площади у архангельского морвокзала. Нашумевшая история с возведением гигантского наворота у главной водной гавани столицы Поморья уже давно находится в эпицентре скандалов и споров. Но единого решения о судьбе объекта пока не выработано, и его будущее смотрится весьма туманно.
На днях Октябрьский районный суд Архангельска удовлетворил исковое заявление городского прокурора о признании незаконными разрешений на строительство двух зданий, из которых, собственно говоря, и состоит новострой. Сам комплекс, по идее отцов-проектировщиков, должен именоваться «транспортно-пересадочным терминалом» и стать некой альтернативой уже имеющемуся автовокзалу, параллельно приняв на себя функции торгового центра.
В заявлении прокурор изложил доводы об отсутствии у застройщика (им выступает ООО «Комтранс») технических условий на подключение к электрическим сетям, несоответствии градостроительным планам земельных участков, проектной документации на спорный объект, фактически являющийся автовокзалом. Также застройщик в проектной документации на объект предусмотрел стоянки, площадки, проезды за пределами предоставленных ему в аренду земельных участков, обозначив соответствующую территорию «благоустройством». Однако эта местность является частью автовокзала, призванной выполнять транспортную функцию и обеспечивать пассажирские перевозки.
Застройщик не представил убедительных доказательств законности строительства и наличия у него надлежащих документов, позволяющих возводить спорный объект. Таким образом, противостояние перешло в новую стадию.
Волокита со стройкой тянется уже почти два года. Причем атмосфера скандала витала в воздухе изначально, как только с площади у МРВ «попросили» предпринимателей-ларечников, дабы расчистить территорию под «супертерминал». Те подняли гул возмущения. Кстати, разрешение на стройку выдавало прежнее руководство архангельской мэрии в лице уже не работающих там Павленко, Чиненова, Кудряшова и Бастрыкина.
Далее к происходящему подключилась прокуратура, установившая, что размещение пересадочного терминала не занесено в документацию градостроительного планирования центра города, а само строительство объекта не соответствует действующим СНиПам. Потом начались изматывающие судебные тяжбы, несмотря на которые процесс появления в городе нового объекта транспортно-торговой инфраструктуры не прекращался ни на минуту. Архангельская общественность также раскололась по данному вопросу: многие горожане считают стройку откровенно бессмысленной и уродующей облик Архангельска. Особенно если учитывать тот факт, что терминал нарушает целостность архитектурного ансамбля площади. Однако ж, невзирая на шквал убийственной критики, будущий «универсальный комплекс» продолжал расти и ввысь, и вширь.
В январе 2015-го все тот же Октябрьский райсуд признал стройку отвечающей всем требованиям отечественного законодательства, однако весной вышестоящая инстанция отменила это решение. Работы на некоторое время остановились, но затем продолжились с новым усердием. Прокуратура опять подала иск, правда, уже с более «мягкими» требованиями, не предполагающими демонтажа возведенных конструкций.
«Речь идет только об устранении нарушений. Например, даже документы по электросетям не соответствуют действительности, то есть объект невозможно законно подключить к электросетям», – пояснил в ходе недавней пресс-конференции заместитель прокурора области Сергей Акулич.
Итог: иск удовлетворен. Что последует за этим, пока сказать трудно. Только от совместного согласованного решения зависит, разберут ли постройку по кирпичикам, либо же все сведется к корректировке изъянов, или же «терминальное» дело опять пойдет по судам. По поводу возможного сноса стоит добавить, что глава Архангельска Игорь Годзиш озвучивал стоимость данной процедуры – более 600 миллионов рублей. А платить будет городская казна.
Главный архитектор Архангельской области Дмитрий Яскорский в телеинтервью сайту 29.ru засвидетельствовал солидарность с теми, кто считает строящийся транспортно-пересадочный терминалом никому не нужным и лишним. По его мнению, «народ уже свое слово сказал», и никакие проплаченные материалы в поддержку стройки не в силах переменить общего мнения. Также региональный зодчий считает, что застройщику навряд ли удастся ввести свое детище в эксплуатацию, поскольку он столкнется с целым рядом затруднений.
«Громкое название "транспортно-пересадочный терминал" не имеет правового статуса в российском законодательстве. Единственное понятие, которое к нему может быть применимо, – это автовокзал. А в отношении автовокзалов имеются существенные требования, без учета которых сдача помещения под ключ невозможна. У застройщика нет специально выделенной территории для парковочных карманов и отстойников. Нормы транспортной безопасности требуют, чтобы территория вокруг автовокзала была огорожена забором с контрольно-пропускными пунктами, иначе говоря, являться закрытой. А каким образом это сделает застройщик на земле общего пользования? Да никаким. Тут важна полная переработка проекта, которая большей частью зависит от желания застройщика», – отметил Яскорский.
Фото: Фото из архива сайта 29.ru