Сегодня мы попытаемся разобраться с тем, сколь обеднел наш город за последнее десятилетие в плане хорошо известных вещей, которые пользовались достаточной популярностью как в самом Архангельске, так и за его пределами. Для более четкого понимания такого своеобразного рейтинга мы решили разбить перечень потерь на периоды правления архангельских градоначальников – так будет легче понять, в чью именно эпоху областной центр понес наибольшие лишения.
Хочется заранее подчеркнуть, что не всегда та или иная утрата была напрямую связана с действиями городского руководства. В ряде случаев происходящее объяснялось иными объективными обстоятельствами. Но в любом случае конкретное событие имеет место быть в конкретный период времени при конкретном руководителе. Короче, приступаем…
«Застойно-спящая» мэрская эра Олега Нилова (2000–2005 годы) запомнилась архангелогородцам одним-единственным, но весьма ощутимым ударом по транспортной инфраструктуре столицы Поморья. Волевым росчерком пера Архангельск в одночасье лишился старейшего вида общественного транспорта – трамвая. Произошло это в 2004 году под благовиднейшим поводом – идеей расширения Ленинградского проспекта. Надо заметить, что к указанному моменту у нас оставался один-единственный трамвайный маршрут (из пяти существовавших ранее), связывающий центр Архангельска с южной окраиной. Практически сразу же поползли слухи, что трамвай принесли в жертву, дабы расчистить дорогу его конкурентам по борьбе за пассажиропоток – маршруткам и пазикам. Кстати, Ленинградский проспект в итоге так и не был расширен, а местами даже, наоборот, оказался сужен. В текущем году старейший в мире северный трамвай отметил бы свой столетний юбилей. Помянем его добрым словом.
Пришедший на смену Нилову Александр Донской, правивший городом с 2005 по 2008 годы, отчасти оказался продолжателем политики своего предшественника по ликвидации электротранспорта. Именно при нем с архангельских улиц в 2006 году исчез троллейбус. Правда, в конце 2007-го «рогатый» собрат автобуса все же был реанимирован, но ненадолго – через три месяца его «похоронили» окончательно. Безобразная ситуация с перепродажей троллейбусного предприятия окончательно сделала горожан рабами заполонивших Архангельск частных пазиков.
Еще одна больная тема – кончина в том же 2006-м совхоза «Беломорский», много лет снабжавшего областную столицу качественной овощной продукцией. Несмотря на поддержку из бюджета, предприятие так и не смогло справиться с навалившимися на него финансовыми проблемами. Часть земель «Беломорского» впоследствии купила частная фирма, занимающаяся выращиванием семенного картофеля.
И, наконец, затронем перемены на городском рынке магазинных услуг. Став мэром, Донской поспешил избавиться от принадлежащей ему торговой сети «Сезон», куда ходили за пополнением провиантских запасов многие архангелогородцы. Покупателем донсковского детища стала фирма «Петровский», также ориентированная на розничный сбыт продовольствия. По промелькнувшей информации, стоимость сделки составила несколько миллионов долларов.
Виктор Павленко, возглавивший Архангельск в 2008 году при суперскандальных обстоятельствах (объявление победителем мэрских выборов на фоне очевидного проигрыша ближайшему конкуренту), на текущий момент является рекордсменом по продолжительности нахождения у власти. Также его правление ознаменовалось наибольшим числом «брендовых» убытков, понесенных городом. Именно в эти годы исчез радиоканал «Архангельск», бывший некогда самой популярной радиостанцией среди горожан, особенно благодаря своим ночным эфирам. Чуть позже прекратилось железнодорожное сообщение областного центра с Онегой. Причина – недостаток денег из федерального бюджета. Попытки возродить данное направление к жизни успехов не имели.
Далее имело место «подневольно-полюбовное» слияние двух ведущих вузов Поморья – ПГУ и АГТУ. Как известно, именно на их основе стал возводиться новый образовательный колосс – САФУ. Фактическое упразднение университетов изначально вызвало крайне негативную реакцию со стороны части научной общественности и населения. В дальнейшем число оппонентов САФУ резко возросло, во многом благодаря деструктивным процессам внутри самого заведения и ряду уголовных дел в отношении вузовского руководства. Сейчас все чаще звучат предложения вернуться к «досафушному» варианту высшего образования с разделением на независимые университеты.
Стоит чуть коснуться культурной тематики. Осенью 2011 года закрылся на ремонт музей Степана Писахова, расположенный в бывшем особняке купца Андрея Буторова на улице Поморской. Тогда здание признали аварийным, в виду его особой исторической ценности было принято решение о восстановительных работах. Процесс изрядно затянулся – прошло уже пять лет, а конца реконструкции до сих пор не видать. Уже раздаются предположения насчет того, что писаховский музей закрылся навсегда.
Но самое сильное впечатление на общественность произвели, конечно же, банкротства крупнейших лесопромышленных предприятий города. Аж четыре случая друг за другом.
Лесозавод №2 остановился еще в октябре 2011-го. В последующие месяцы работникам начислялось две трети от среднего заработка, но с сентября 2012 года выплаты прекратились. Трудовой люд стал поэтапно увольняться, в итоге к январю 2013-го от некогда большого коллектива почти ничего не осталось. Фактически это окончательно оформило гибель предприятия.
С лесозаводом №3 ситуация складывалась похожим образом. Производство там встало осенью 2012 года. Все работники предприятия приказом генерального директора были отправлены в простой. Несмотря на оптимистичные заверения о том, что предприятие вновь встанет на ноги, в начале января 2013-го новым приказом оставшийся трудовой штат – около 300 человек – был уведомлен о сокращении. Впоследствии по факту преднамеренного банкротства было возбуждено уголовное дело, фигурантами которого выступают экс-депутат областного Собрания Виталий Граф и директор указанного предприятия Сергей Мышковский. Разбирательство продолжается до сих пор.
Далее настал черед двух «братьев-близнецов» – ЦБК и ЛДК, входящих в холдинг «Соломбалалес». Два ведущих флагмана-кормильца спринтерскими темпами оказались подрубленными под самый корень. Причем начиналась «банкротная» заваруха, как это нередко бывает, под самыми благопристойными формулировками. В частности на СЦБК весной была провозглашена реконструкция цеховых помещений. Отличительная особенность – оба обанкроченных леспромовских гиганта располагаются в Северном округе Архангельска. Таким образом, данная административно-территориальная единица города осталась без промышленности вообще. Ничего подобного Архангельск прежде не видывал.
В прошлом году в столице Поморья сменилась власть. За неполные полгода мэрства Игоря Годзиша, возглавившего город после ухода Павленко в Совет Федерации, Архангельск уже успел лишиться двух знаковых символов. Во-первых, приказала долго жить газета «Правда Севера», некогда считавшаяся одним из лучших печатных СМИ Советского Союза. Случилось это после смены главного редактора – вместо покинувшей кресло Светланы Лойченко (к которой имелось огромное множество нареканий) там воцарился медиабосс Евгений Удалкин, пользующийся в местной журналистской среде весьма недоброй репутацией. Вскоре выпуск газеты прекратился, что ознаменовало собой ее фактическую смерть. В 2017-м «ПС» должна была отметить свое 100-летие. Очевидно, сей юбилей будет справляться уже без виновника торжества.
И, наконец, последнее событие месячной давности – в последний мартовский день (точнее, ночь) на набережной полыхнула многострадальная шхуна «Запад». Один из самых узнаваемых символов города (в далеком прошлом, естественно) почти два десятилетия простаивал в аварийном запустении, постепенно разрушаясь и догнивая. Многочисленные предложения и планы по реставрации парусника так и остались голословными. Логической развязкой затянувшемуся мытарству должна была стать естественная самоликвидация «Запада» в силу вышеупомянутых обстоятельств. Но провидение решило иначе: точку поставил «красный петух». Поэтому остается ждать демонтажа шхуны (точнее, того, что от нее осталось) и освобождения занимаемой территории.
В качестве завершающего вывода. Конечно, данный перечень потерь может показаться кому-то не полным и не объективным. Но все то, что мы перечислили, уже наталкивает на мысль о явном неблагополучии в нашем несказочном «королевстве».
Фото: Фото Константина Таганова, инфографика Дмитрия Гладышева