С января в Архангельской области министерство транспорта, прокуратура и ГИБДД в очередной раз взялись за таксистов – в муниципальных образованиях области проводятся рейды по выявлению нелегальных сотрудников таксомоторных предприятий.
Такая мера контроля, как рейд осуществляется в муниципальных образованиях Поморья каждый год. Водителей такси могут привлечь к ответственности за отсутствие разрешения на перевозку пассажиров, опознавательного фонаря, цветографических схем, таксометра, а также за отсутствие в салоне автомобиля необходимой информации о водителе и организации, осуществляющей деятельность по перевозке.
Меры контроля пока без эффекта
Однако эффективность данной меры со знаком «плюс» оценить сложно. Статистика привлечения к ответственности таксистов, для которых проблема – обеспечить полную безопасность пассажира, только увеличивается: в 2016 году к административной ответственности привлечено 65 водителей, тогда как в 2015 горе-таксистов было всего 29. Такой местечковый «отлов» частников, по всей видимости, не способен изменить устоявшуюся систему. К тому же появляются все новые и новые способы легко и непринужденно вступить в ряды подрабатывающих частных извозом. Например, онлайн-сервисы заказа такси, принцип работы которых: простая регистрация автомобиля (хоть и не старого, некоторые агрегаторы разрешают выезд на линию только при автомобиле не старше 2012 года) и водителя на сервисе и можно считать, что ты готов к работе.
В то время, как остро встает проблема безопасности пассажирских перевозок на такси, даже тех, что работают со стандартными диспетчерскими службами, на законодательном уровне затишье.
Наплыв частников на рынок такси в данный момент практически невозможно регламентировать – диспетчерским службам нет «отмашки» на уровне законодательства передавать заказы исключительно легальным работающим таксистам. Хотя проект Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводит ответственность за передачу заказа легкового такси лицу, не владеющему разрешением на перевозку пассажиров в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Данный законопроект был внесен в Госдуму и принят в первом чтении еще в 2014 году; до рассмотрения во втором чтении он до сих пор не дошел.
Принцип работы диспетчерских служб сейчас – получение процента от стоимости перевозки, то есть своего рода простой продажи заказа таксисту на взаимовыгодных условиях, не столь важно кому – таксисту с лицензией или автолюбителю, который хочет подзаработать частным извозом. От такого режима работы, конечно, страдает качество услуг.
Полбеды, когда в четко заявленные пять минут ожидания транспортное средство не укладывается и приходится перезванивать в диспетчерскую службу снова и снова. На вызов может прибыть долгожданное, но полуразвалившееся авто, или за рулем окажется водитель со слегка агрессивной манерой вождения – хорошо, если два этих обстоятельства не сойдутся в одной поездке. В любом случае, всё чаще, оказавшись в пассажирском кресле такси, задумываешься, а прошла ли машина предрейсовый техосмотр, а водитель – медосмотр.
О случаях небезопасных поездок в такси, а также о рейде как о недейственной мере контроля за нелегальными таксистами упоминает и президент Архангельской региональной общественной организации автомобилистов Smotra29 Никита Цибиков.
– И в нашей организации есть ребята, которые так работают вечерами: надо оплачивать кредиты или зарабатывать на ту же мойку и ремонт. Они молоды, но уже с большим водительским стажем. С ними не страшно ездить, но опять же, если я вызываю машину через диспетчера – доверять сложно. Я общался с Алексеем Лукичевым, начальником отделения пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД России по Архангельску, по поводу того, как у них проходят эти рейды. Они приезжают на парковку, где в основном базируются таксисты. Больше смотрят на разрешения, на то, открыто ли ИП, на страховку. Хотя важнее, конечно, тех- и медосмотр – две такие бумажки со сроком годности. Раньше, до 2007 года, и инспектор ГИБДД при остановке спрашивал, помимо других документов, медсправку. Теперь все упрощено: и процедура выхода на линию, и контроль. Вот откуда случаи, когда вам обещают, что приедет на заказ иномарка, а приезжает какое-то «ведро», или за рулем оказываются 18-летние парни, которые работают в такси без прав. Нередки случаи, когда с таксистом попадаешь в аварию. У моей знакомой год назад была авария на Ломоносова-Гайдара, она руку сломала. Не могла выбить компенсацию, так таксист ещё требовал денег за поездку, хотя до дома ее не довез, – рассказывает Никита Цибиков.
Как работать частнику, если...?
Однако понять можно и частников. Необходимость легализации работы в такси особенно для тех, кто трудится на этом рынке в маленьких городах, только добавляет проблем. Во-первых, на таксиста с лицензией сразу ложится бремя немалых расходов. Если при оформлении разрешения на деятельность такси, которое выдается на пять лет, придется заплатить госпошлину всего в тысячу рублей, то в дальнейшем ежемесячная уплата налогов, взносов в пенсионный фонд и другие бюджетные организации заставляет таксистов задуматься – в среднем сумма составит 3000 рублей ежемесячно. В то же время получение лицензии в случае чего не спасет от выписанного штрафа за нарушения, которые устранить не представляется возможным.
– Даже если получить лицензию, нарушения и штрафы-то всё равно будут. Ладно, механика для техосмотра перед выходом на смену найти можно, а вот медицинского работника, который бы пришел, каждого осмотрел – да никто просто не будет этого делать, – рассказывает таксист из Новодвинска Андрей.
Владелец одного из такси в таком же маленьком городе Вельске Рустам на подобное отношение к делу отвечает довольно резко.
– Если ты решил работать в этой сфере, я считаю, то ты сделай все законно. Я не против конкуренции, но она должна быть честной, а частники не хотят никому платить, работают по какому им хочется графику. Такая неразбериха как раз началась, когда поменялся вид деятельности такси и появились диспетчерские службы. Я всё понимаю, но какое право они имеют давать заказы водителям, которые не могут заниматься этой деятельностью. Конечно, работают и те, у кого лицензии есть, но процентов 90 – без них. У них нет ни шашек, ни опознавательных знаков, только антенна, – отмечает Рустам.
По данным областного министерства транспорта в регионе выдано 1200 официальных разрешений на перевозки такси, нелегальных извозчиков – больше 6000.
Конечно, все эти плюсы и минусы легальной перевозки пассажиров интересны только тому, кто непосредственно является участником рынка такси. Обычный потребитель услуги при вызове машины, если, конечно, он не постоянный клиент какого-то конкретного таксомоторного предприятия, руководствуется силой великого рандома и в большинстве случаев не задумывается над соблюдением правил извоза. Ему и не узнать, на каких условиях работает диспетчерская служба с водителями. Вот и получается, что за безопасность и комфорт пассажира ответственности не несет абсолютно никто. И никакие рейды, выявляющие незаконную деятельность таксистов, не смогут навести порядок в этой сфере услуг; ежегодное выявление случаев отсутствия лицензий подтверждает неэффективность предлагаемых мер. До каких пор не будут принимать более глобальные меры? Наверное, как всегда, до прецедентного случая...
Фото: Фото Сергея Сюрина