Сегодня знаковый день для поклонников творчества Владимира Высоцкого. Знаменитый поэт, актёр и музыкант умер 25 июля в 1980 году. В Архангельск Высоцкий приезжал с концертом всего один раз, на рассвете своей популярности – это был март 1968 года. Архангельские газеты по-разному отреагировали на его визит. Его считали «несоветским», ругали за непатриотичность. Одной из немногих на тот момент публикаций без критики стала пророческая статья нашей землячки Людмилы Рудаковой.
Высоцкий в тот мартовский визит дал в Архангельске два концерта – в Доме офицеров и лесотехническом институте. Корреспондент «Северного комсомольца» Людмила Рудакова – единственная, кто тогда написал о концерте Высоцкого.
Об интервью заранее она не договаривалась – от редакции задания не было, на выступление в АЛТИ девушка шла без особого вдохновения. Людмила мало знала об его творчестве. Высоцкий тогда еще не был кумиром миллионов. Он только начинал свой путь в музыке, но на концерте молодую журналистку поразили в первую очередь...стихи.
– Высоцкий был начинающим бардом, его записи только начинали распространяться, – комментирует Инга Рудакова, дочь Людмилы, журналист ГТРК «Поморье». – Мама послушала несколько песен и поняла, что это что-то другое. Это уже не те песенники с отголосками оттепели. Это какая-то другая, новая волна. Волна протеста, иронии, юмора, свободы. Перед зрителями стоял талантливый насмешник-интеллектуал. Зал был под большим впечатлением, и это общее настроение захватило и маму тоже.
До этого дня Людмила Рудакова общалась со многими популярными артистами и актерами СССР, которые заезжали в Архангельск, взять хотя бы Татьяну Доронину или Эдуарда Хилля, имена которых тогда знали в каждом дворе. И потому ту встречу с Высоцким журналистка никогда не вспоминала как «звездную». Просто заглянула в гримерку, просто разговорились.
Он сидел очень уставший. Худощавый и невысокого роста, в скромной черном в свитере, – таким она его запомнила. Простой и открытый в общении молодой человек. В гримерке не оказалось второго стула. Высоцкий предложил Людмиле свой. А сам сел на подоконник. Они были практически ровесники. Разговор зашел о музыке, о ситуации в стране и в мире. О жизни.
– Мама тогда почувствовала в нем какую-то возрастающую творческую величину, – комментирует Инга Рудакова. – Причем это была не женская симпатия вовсе, а трезвая и зрелая оценка того, что представляет собой Высоцкий как автор. Как поэт.
Под эмоциями от беседы с Владимиром Высоцким Людмила побежала в редакцию «Северного комсомольца». «Об этом непременно надо написать!» – вертелось у нее в голове. Она накатала текст на целую полосу формата А3. И назвала свой материал «В России появился большой поэт». К слову, так его на тот период еще никто еще не называл. Редактор нахмурил брови:
– Какой еще большой поэт? У нас в Советском Союзе все равны! Люся, поэт рождается раз в сто-двести лет! К тому же из обкома не поступало никаких указаний, как о нем писать.
Инга Рудакова считает, что это яркий пример «совдеповщины», когда никто не может быть лучшим. В итоге статья вышла сокращенная до трети полосы и под банальным редакционным заголовком «Широким шагом песни» – абстрактнее некуда! Тогда никто не мог представить, что первое название статьи – авторское, окажется пророческим. Спустя время Высоцкий стал легендой при жизни. Кроме этой публикации в Архангельске небольшие статьи опубликовали еще «Часовой Севера» – военное издание, где Высоцкий был просто в пух и в прах разгромлен. В газете АЛТИ «Наш темп», где своими эмоциями поделились студенты. И куцый анонс – в «Правде Севера».
Сама Людмила, конечно, с грустью вспоминала, как тщетно пыталась отстоять свой заголовок статьи о Высоцком, редактор не послушал тогда молодую журналистку, а зря – публикация могла бы войти в историю. Да и вошла, пожалуй. Даже с таким раскладом. До Людмилы потом доходили реплики, которые грели ей душу. Кому-то из журналистов, когда в периодике Высоцкого критиковали за обличительный тон, он ответил, – что ж вы так, даже в Архангельске меня признали, а в Москве клюют. В прессе шла кампания против него, пототому что он не восхвалял партию, с иронией относился к советскому строю, и поэтому музыканту приходилось устраивать полулегальные концерты. Люди хотели его слушать, но со стороны власти это не приветствовалось.
– До девяностых годов это интервью никто не вспоминал, а когда наступил пик популярности Высоцкого, увы, посмертный, – появились исследователи его творчества и биографии и к маме даже стали обращаться местные и зарубежные высоцковеды, – говорит Инга Рудакова. – Ее стали приглашать на встречи, расспрашивать об ее знакомстве с Высоцким. Мне кажется, за всю его недолгую жизнь о нем много говорили. И хорошего, и плохого. Но в годы, когда негатива было больше, мама сделала пусть и маленький, но значимый вклад в в поддержку таланта, поддержку его творчества, правды его стихов.
Инга вспоминает: когда у них дома, кроме пластинок, появились еще и кассеты с записями песен Высоцкого, они у них не задерживались – ходили из рук в руки. Соседи и знакомые брали кассеты и часто спрашивали Людмилу о той встрече со знаменитостью в 1968 году.
- Творчество Высоцкого - огромный поэтический пласт, он пробился сквозь дебри советской уравниловки, отрицания всего, что выделяется, он великий поэт,- считает Инга Рудакова. -"Поэт в России больше, чем поэт..." - это про него можно сказать...Он выразитель того, о чем в СССР думал каждый. Но все молчали, а он осмелился говорить и петь. Поэт своей колеи - я бы так сказала - у него песня такая есть "Своя колея". И фестиваль песни есть "Своя колея". Человек, который в стране советов шел своим путем, которым никто не должен был идти...Для нашего поколения - он очень значимая фигура, его имя очень большое и веское. Это имя Эпохи.
Высоцкого не только слушают до сих пор в Архангельске, в России, во всем мире. Он культовый поэт, феномен нашей культуры, его цитируют! И сам факт того, что на русском севере нашлись люди, которые с первых шагов молодого исполнителя увидели в нем потенциал, поверили в его большое будущее, говорит о том, что его музыка особенно близка северянам. Кому, как не нам петь о суровом климате, о политике, о надломленной душе и любви к быстротечной жизни.