На вчерашней сессии городской думы депутаты практически без споров приняли новые правила благоустройства Архангельска. В соответствии с документом, теперь на дорогах областного центра запрещены ямы и выбоины, все контейнерные площадки должны быть исключительно синего и зелёного цвета, а городская среда вмиг должна стать доступной для маломобильных граждан.
Декларация благоустройства
Предыдущие правила благоустройства Архангельска были приняты одиннадцать лет назад — в мае 2006 года. С тех пор в них почти десять раз вносились изменения и дополнения. В основном, обновление документа было инициативой мэрии Архангельска, но один раз своё «фи» депутатам сказала природоохранная прокуратура.
В принципе, отменять старые и принимать новые правила благоустройства особой жизненной необходимости не было. «Старый» документ буквально с первых дней превратился в перечень пожеланий и зачастую не исполнялся ни архангелогородцами, ни самими городскими властями. Это было связано с тем, что ответственности за нарушение не было практически никакой.
Однако обновления неожиданно потребовал федеральный центр. В противном случае горожан грозили лишить возможности в следующем году получить деньги по федеральной программе формирования комфортной городской среды. Напомним, что в её рамках сегодня обновляют Чумбаровку, высаживают рябиновую аллею у стадиона «Динамо», а также ремонтируют несколько дворов.
Но новые правила, как и старые, рискуют остаться всё той же декларацией благоустройства Архангельска. Дело в том, что региональные власти до сих пор не утвердили изменения в областной закон об административных правонарушениях, а потому нарушать положения документа можно практически безнаказанно.
— Принятие этих правил будет большим шагом в правильном направлении, но сам по себе порядок во дворах и в городе в целом не наведётся. Явно недостаточно принятия таких правил, нужно принять ответственность за нарушение. Необходимо ещё разработать целый комплекс мероприятий по их реализации, — отметил в своём выступлении депутат Владимир Карпов.
Кроме этого отсутствие санкций за нарушения правил может стать ещё одной причиной, по которой из федеральной программы создания комфортной городской среды «вылетит» не только Архангельск, но и вся область. Причём придумать наказание для нарушителей депутатам областного собрания необходимо до конца 2017 года.
Дорога, равняйсь!
Многие положения правил благоустройства вызывают, как минимум, улыбку. Например, помимо требований к чистоте тротуаров и проезжих частей автомобильных дорог городские власти добавили слова, что на проезжей части не должно иметься просадок и выбоин. Странно, что аналогичных требований к тротуарам не предъявляется.
Но даже отсутствие ям на дорогах, а точнее организация надлежащего состояния проезжих частей является полномочием именно самих городских властей. Получается, что они выставляют требования к самим себе и не исполняют их.
Из положительных моментов можно отметить требование к подрядным организациям при зимнем содержании автомобильных дорог во время сильных снегопадов вести уборку автодорог и тротуаров непрерывно. Укладка снега в валы и кучи должна быть завершена в течение шести часов после окончания снегопада. При очистке смежных территорий запрещено выбрасывать снег на дорогу, чем часто «грешат» дворники, убирающие тротуары.
В летний период городским дорогам прописали подметание и «душ», который автомобильные артерии должны принимать в основном в ранние утренние или поздние вечерние часы.
Отдельный раздел правил благоустройства городские власти посвятили многочисленным раскопкам инженерных коммуникаций, из-за чего Архангельск стал похож на древний город, в котором кто-то что-то постоянно ищет под дорогами. Это приводит к ускоренному разрушению асфальтового покрытия, причём не только в месте раскопки, но и на соседних участках.
Одним из основных требований к таким «копателям» стало обязательное восстановление асфальта по всей ширине проезжей части, если для ремонта теплотрассы или водопроводной сети пришлось разрушить дорогу на ширине более 40%.Это позволит избежать случаев, когда после многочисленных раскопок структурами ТГК-2 или «Водоканала» проезжая часть становится похожа на лоскутное одеяло. Устанавливается и гарантийный срок на восстановленное покрытие — не менее срока гарантии основной автомобильной дороги, а также дополнительной гарантии, прописанной в договоре на раскопку.
Однако в зимнее время после устранения аварийных ситуаций восстановление дорожного покрытия «копателям» разрешили по «временной схеме». Сначала можно уложить железобетонные плиты, а уж затем, когда весной заработает асфальтовый завод, а дорожно-строительная техника выйдет с зимней консервации, дорожное покрытие будет восстановлено полностью.
Мусор, вывозись!
Достаточно серьёзные обновления претерпели разделы, связанные со складированием и вывозом бытового мусора. По-настоящему революционным требованием стало предусмотренное строительство в городе закрытых контейнерных площадок — с крышей, воротами и возможностью использования больших евроконтейнеров, которые сегодня активно закупает и устанавливает МУП «Спецавтохозяйство».
Требования предъявляются и к внешнему виду мусоросборных контейнеров. Они должны выглядеть прилично. Для этого их необходимо красить не менее двух раз в год. Более того, металлические мусоросборники в летний период необходимо промывать как минимум каждую декаду.
Сами контейнерные площадки также должны выглядеть красиво. Во-первых, они должны быть, как минимум, ограждены. Во-вторых, должны иметь твёрдое водонепроницаемое покрытие. Ограждение контейнерной площадки рекомендуется выполнять в синем или зелёном цвете.
При выгрузке контейнеров в спецавтомобиль водитель обязан подобрать выпавший мусор. Сегодня, к сожалению, его уборкой занимаются работники управляющих компаний, а потому нередки случаи, когда такой мусор часами лежит на дороге, портя вид двора.
Весьма интересные требования новые правила предъявили к строительным площадкам. Например, помимо традиционных требований к мытью колёс выезжающих с них автомобилей, сохранению пешеходных зон, есть и новое требование по влажной уборке ограждений строительных площадок. Владельцы должны мыть их ежемесячно. Сегодня, увы, строительные заборы в большинстве случаев представляют печальное зрелище — грязные, покосившиеся, заклеенные рекламой. Теперь они, по всей видимости, станут красивыми и привлекательными.
Особые требования предъявляются и к размещению информационных и рекламных конструкций. Установку практически всех конструкций теперь необходимо согласовывать с администрацией города. Многочисленные выносные штендеры, которые торговые организации любят выставлять возле входа, также должны частично уйти в прошлое. Во-первых, запрещается ими перегораживать тротуары, а во-вторых, размещаться они могут лишь на той земле, которой владеет магазин или иная организация.
Совесть — не лучший контролёр!
Конечно, весь документ в одной статье не проанализировать. Тем, кто действительно хочет разобраться, что отныне хорошо, а что отныне плохо в городе, можно только посоветовать изучить принятые депутатами Правила благоустройства.
Однако в данный момент документ представляет собой лишь набор намерений по облагораживанию Архангельска. И до тех пор, пока областные депутаты не примут изменения в закон об административных правонарушениях, порядка в городе не будет. Впрочем, в администрации города уверены, что уже в ближайшее время штрафы за нарушения правил благоустройства в Архангельску будут приняты.
— Мы прорабатываем комплексный вопрос усиления административной ответственности, в том числе за нарушение правил благоустройства. Такая инициатива была подготовлена и направлена. Мы в комплексе решаем эту задачу, чтобы нормы, заложенные в правила благоустройства, работали, — отметил в своём выступлении на сессии гордумы заместитель главы Архангельска Николай Евменов.