Закончилось судебное разбирательство 41-летней Ольги Марышевой. За комментарий трехлетней давности, который она оставила в группе «ВКонтакте» 29.ru, суд назначил ей штраф в 5 тысяч рублей — но еще 70 тысяч она потратила на адвоката. Мы решили вспомнить северян, которые как и Ольга попали под экстремизм за комментарии в социальных сетях.
Штраф за фото с парада победы
Пожалуй, самое нашумевшее дело у Михаила Листова. 59-летний мужчина выложил у себя на странице снимок из учебника истории. На снимке — фото с Парада Победы 1945 года, где советские солдаты держат опущенное немецкое знамя. Районный суд назначил Михаилу штраф в тысячу рублей за публичное демонстрирование нацистской символики.
На этом история не закончилась — в дело подключились СМИ, о Михаиле заговорила вся страна. Политик Алексей Навальный выпустил видео, в котором призвал поддержать Листова и выкладывать ту самую фотографию с Парада Победы в свои соцсети.
История Михаила закончилась благополучно — он сумел обжаловать решение в Архангельском областном суде. Как он рассказал 29.ru, у него ничего бы не получилось без такого широкого общественного резонанса.
Шуточки за тысячу
Еще одно дело, связанное с демонстрированием нацистской символики, коснулось сторонника Навального Дмитрия Секушина. Он разместил в соцсетях юмористические картинки с изображением свастики.
Приехав по звонку участкового в Северодвинск, Дмитрий узнал, что ночь до суда ему придется провести в изоляторе. Хотя Секушин предъявлял медсправки о заболеваниях и о больничном, это не избавило его от поездки в ИВС. Итоге — штраф в тысячу рублей.
Органы против силовика
Резонансное в свое время дело ветерана ВДВ и спецназа Валентина Табачного. Его дважды обвиняли в экстремизме за картинки, размещенные им в интернете.
Первый раз был в 2014 году. Табачного судили по статье 282 — возбуждение ненависти либо вражды. Поводом для уголовного преследования послужили 3 видеоролика, которые он опубликовал на своей странице «ВКонтакте». Тогда его оправдали.
В 2017 году правоохранительные органы вновь заинтересовались Табачным. На этот раз его преследовали за карты нацистской Германии, современные карты Евросоюза и карты Украины и Донбасса. На этот раз ограничились административным делом и назначили Валентину штраф в тысячу рублей — его обвинили в демонстрации нацистской символики. Он попытался обжаловать приговор, но суд отказал ему в этом.
Табачный не собирался на этом останавливаться, и спустя несколько месяцев отсудил у Минфина 100 тысяч рублей за незаконное уголовное преследование в 2014 году, и еще 17 тысяч вдобавок к этому за моральный вред.
В защиту поморов
Иван Мосеев — президент местной Ассоциации поморов. В 2012 году он оставил комментарий в интернете, где, по его словам, обратил внимание на «геноцид поморов», совершаемый «пришлыми коммерческими структурами», которые лишают коренной народ земли и ресурсов.
Мосеева обвинили в экстремизме и подозревали в государственной измене — но свою вину он не признал. Ему назначили штраф в 100 тысяч рублей.
Дальше Мосеева затянуло в судебные тяжбы. Ему удалось добиться того, что Сбербанк выплатил ему 1000 рублей компенсации за незаконную блокировку счетов, а его самого убрали из списка экстремистов и террористов.
Создание собственного государства
Один из самых «жестких» случаев у северодвинца Алексея Лебедева. 41-летнего мужчину осудили по 4 статьям, и только одна из них не связана с деятельностью в интернете — ношение оружия. Остальные 3 — возбуждение ненависти либо вражды, призывы к экстремизму и публичное оправдание терроризма.
С 2015 по 2017 год Лебедев выкладывал на своей странице «ВКонтакте» материалы, оправдывающие действия Андерса Брейвика, убившего в 2011 году 77 человек. Также Лебедев размещал тексты, призывающие к экстремисткой деятельности и возбуждающие межнациональную рознь.
Вдобавок мужчина был одним из руководителей и основателем самопровозглашенной «Русской республики». Все, что у них было, — сайт, на котором они предлагали за 600 рублей купить гражданство. Итог — 6 лет колонии.
Работать за комментарий
В 2012 году Архангельский областной суд признал виновным в возбуждении национальной вражды 43-летнего предпринимателя Дениса Малютина. Весной 2011-го он оставил комментарии под новостью о реконструкции мечети, в которых негативно отзывался о мусульманах.
Свою вину он не признал, но суд все равно приговорил его к 180 часам исправительных работ. Решение обжаловать не удалось.
Националист — судебный пристав
С похожей проблемой столкнулся и 28-летний заместитель начальника отдела управления Федеральной службы судебных приставов Михаил Осипов. Его вместе с 24-летним разнорабочим Кириллом Жуковым обвинили в возбуждении ненависти или вражды по признакам национальности.
Осипов с 2007 по 2010 год администрировал интернет-форум, посвященный клубу «Водник». На этом форуме он выложил фотографии природных катаклизмов в местах проживания народов Азии, Кавказа и Африки, сопроводив это своим комментарием, который следователи и посчитали экстремистским. Кирилл Жуков с 2008 по 2009 год размещал там подобные материалы.
Оба свою вину не признали. Осипову назначили 180 часов исправительных работ, а Жуков избежал наказания — истечение срока давности правонарушения.
За высказывание — год условно
В 2012 году Ломоносовский районный суд Архангельска признал виновным 23-летнего Артема Морозова сразу по двум статьям за один комментарий. Его обвинили в возбуждении ненависти либо вражды, а также в призывах к экстремистской деятельности.
Злополучный комментарий Морозов оставил в 2010 году под статьей об азербайджанском ресторане. Свою вину он полностью признал и получил за это год условно.
Коллеги по форуму
В 2012 году за месяц в Архангельске рассмотрели два похожих дела — оба обвиняемых размещали комментарии на ресурсе Havahava, который, увы, не дожил до наших дней.
31 мая судили 28-летнего Сергея Наумова, который разместил на ресурсе антиазербайджанские комментарии. Его признали виновным по тем же статьям, за которые судили Артема Морозова, и приговорили к 80 часам исправительных работ.
Меньше чем через месяц судили 40-летнюю Дону Ценову, которая разместила комментарий на том же ресурсе. Но ее неприязнь была направлена не на азербайджанцев, а на кавказцев — она призывала к насилию. Ее приговорили к 8 месяцам исправительных работ условно.
Ярослав Вареник