В Архангельске 22 сентября прошел первый после летнего перерыва антимусорный митинг. Аналогичные акции идут в десятках городов и поселений Архангельской области, а также за её пределами — в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Белгороде, Кирове, Сыктывкаре, Казани, Челябинске, Нижнем Новгороде (и это неполный список). Жители других регионов решили поддержать экоактивистов Архангельской области, которые объявили 22 сентября единым днём протеста. Участники выступили против мусорного полигона на Шиесе и действий власти, связанных с так называемой мусорной реформой.
Наш корреспондент побеседовал с архангелогородкой Татьяной Жилиной. Она одна из первых пришла на площадь, где пройдёт митинг.
— Почему я здесь? А потому, что я не могу жить спокойно, когда я смотрю на то, что происходит на Шиесе. Я сама там не была, потому что не позволяет здоровье, но хотела бы. Что хотят сделать из нашей области! У меня просто сердце болит. Да, может, ещё успею пожить, но у меня есть дети, внуки и правнуки, и мне хотелось бы, чтобы ничего подобного не было, как мы хорошо жили раньше и как беспокойно сейчас. Я уже никому не верю: ни президенту, ни губернатору, ни судьям — никому.
Но надежда умирает последней, и если бы не было равнодушных людей и вышли бы сюда все, тогда бы не надо было десять митингов, одного или двух хватило бы, и власть прислушалась, — считает она.
Вот мнение ещё одной участницы митинга — архангелогородки Майи:
— Я пришла сюда, чтобы выразить свою гражданскую позицию. Я категорический противник каких-либо свалок, полигонов и всего прочего. Я считаю, что всё-таки мы пришли к тому моменту, что во главе всего должна стоять экология. Без неё мы не построим никакого будущего. На флаге у меня изображён русский воин и знак «Коловрат» — я сторонник славянских ценностей. Славяне всегда жили в гармонии с природой.
Помните баннер про Шиес, который всего 22 часа провисел напротив архангельского управления ФСБ? Накануне митинга он переехал в Матигоры.
Возвращаемся в Архангельск. Мнение Бориса Николаевича Чупрова:
— Наши кладбища и так регулярно пополняются умершими людьми, так ещё из Москвы нам будут привозить мусор, а там микробы и так далее. И будет ещё больше людей помирать. А этого допускать нельзя. Мы должны оставить потомкам здоровую землю. Поэтому я пришел сегодня сюда.
Начало митинга
Активист Александр Песков со сцены напоминает о правилах поведения на митинге. И объявляет мероприятие открытым. Звучит гимн России.
Житель Урдомы первым выступил на митинге. Он пригласил архангелогородцев на Шиес — поддержать экоактивистов.
— Народ встал и еще как встал. Он поднял вас и всю страну. Когда шли бензовозы через Урдому, дома остались только старики и дети, как в войну, — рассказал он.
Вторым на сцену поднялся местный эколог, который живёт в Катунино. Он поднял тему строительства межмуниципального полигона вблизи поселка.
— Сей год озеро все время зеленеет. И запах идет от него невероятный. Жители Катунино, Архангельска все время приезжали отдыхать на это озеро. Сегодня отдыхающих очень мало. Источник загрязнения озера — сине-зеленая бактерия микроциста. Очевидно: источником развития является рыбоводное хозяйство. Никто — ни контролирующие организации — никаких мер не принимают. Поэтому на сегодня это проблема номер один. Что касается свалки. Я бы не сказал, что это свалка. На сегодня дополнительным источником загрязнения этих озер будет эта свалка. Нет свалке на 30-м километре! — сказал выступающий.
Взрыв у Нёноксы — впервые об этом говорят на митингах
Северодвинский эколог Алексей Климов говорит о взрыве в Нёноксе. Это новая тема на антимусорных митингах в Архангельске.
— Сейчас это ещё одна печальная веха в истории Нёноксы, которая навсегда будет делить историю этого села на до и после взрыва, — говорит он. — Изделие прилетело с другого полигона, оно лежало больше года. Его боялись поднять. Страшно не то, что испытания проходят. Откуда угодно мы узнавали информацию, но не от системы радиационного контроля, которой так гордились в Северодвинске. Панику создали власти. Уровни выбросов были не такие, но в чем главная проблема — нам показали потенциальную опасность.
Жительница Бревенника Александра Шевченко. Её волнует, что на островах в дельте Северной Двины собираются строить инсинераторы, где будут сжигать мусор. Это предполагает территориальная схема обращения с отходами.
— Там даже фильтры не предусмотрены. А это рядом с Архангельском, а это будет сюда нести. Почему нет фильтров: там же и батарейки, и лампы, пластики — все перегорать будет и все в воздух. А для каждого мусора должен быть свой фильтр.
Александр Песков приглашает на сцену журналистов и сотрудников полиции, чтобы те зафиксировали явку.