За последний месяц в Архангельской области произошло два случая, когда целые группы экзотических (и не очень) животных оставались без присмотра. В конце августа без хозяина остался контактный зоопарк в северодвинском ЦУМе, а на этой неделе точно также осиротели животные в посёлке Октябрьском.
Что заставило хозяев кинуть своих питомцев, конечно, должна выяснять полиция. Но скорее всего, на это повлиял закон «Об ответственном обращении с животными», который начнёт действовать с 1 января.
В новом году подобные контактные зоопарки будут запрещены. Не поэтому ли бизнесмены избавляются от них?
Но как выживать в новых условиях питонам, варанам и крокодилам, которые никогда не водились на севере, да и вообще не представляют своей жизни на воле? Конечно, хвала тем неравнодушным жителям, которые готовы ухаживать за ними и приютить кого-то из зверей у себя. Но для каждого из животных нужны свои индивидуальные условия, а держать дома диких зверей с 1 января тоже нельзя. А крокодилы, они, в общем-то, не очень домашние.
Вроде бы все параграфы принятого закона о защите животных правильны и направлены только на пользу братьям нашим меньшим. Но на деле происходит то, что случилось в Северодвинске и Октябрьском, и, я думаю, это ещё было гуманно — кто-то запросто пойдёт топить экзотических питомцев в пруду. Принять закон — просто, а что делать с этими животными теперь?
Зоозащитники уже много лет трубят о вреде таких гастролирующих зоопарков, но все ходили, платили и смотрели на спящих ящериц, на ощипанных попугаев и вялых обезьян. А когда всё-таки закон принят, то выясняется, что никакой системы для распределения зверей в официальные зоопарки нет, и всё как всегда ложится на плечи волонтёров.
Остаётся отправлять животных в настоящие большие зоопарки — но встаёт вопрос, готовы ли они к новому году взять всех животных из зверинцев, которые станут к этому моменту запрещёнными? Кто-то принесёт животных в центры помощи дикой фауне — вроде архангельского «Мата-Мата». Но ведь и им о государственной поддержке мечтать не приходится: все приюты и центры помощи живут на пожертвования.
А ведь есть и те, кто всё-таки отважно берёт зверя к себе в квартиру, но затем понимает, что поспешил. И животное — например, енот — оказывается на улице, всё происходит в точности как с обычными собаками и кошками, которые ползают по местным помойкам. И вот здесь я могу дать простой ответ и любителям экзотики, и тем, кто хочет сейчас помочь животным в Октябрьском и забрать какого-нибудь попугая домой. Подойдёт он и для обычных «кошатников» и «собачников».
Не готовы ухаживать — не беритесь. Изучите вопрос и подойдите к делу серьёзно.
Ваш ребёнок просит завести зверушку? Он может быстро охладеть к ней, значит, изучите матчасть сами — ухаживать за зверем придётся вам. Не готовы? Опять же — лучше и не берите.
Пора понять, что сами они за собой не будут ухаживать. Видите грязную кошку на помойке — виновата не она, а человек, который её выгнал. Умирают экзотические животные — виноват человек, бросивший их. На вас кидается собака на улице? Виноваты, конечно, не лично вы, но кто-то из людей. За всё это ответственны люди — я, вы, мы. А как вы хотели? Стал человек царём планеты — отвечай, ухаживай и оберегай.
А вот откуда взять государственную систему для распределения всех диких ящериц, попугаев и обезьян — вопрос остается открытым. Что по этому поводу думаете вы? И случалось ли вам заводить экзотического зверя дома?
Согласны с автором?