До 1 ноября 2020 года Архангельск, если верить сайту госзакупок, должен преобразиться и стать более удобным для горожанина: урны с отсеками для тушения окурков, автобусные остановки с учетом климата Севера и обязательно со скамейками, требования по оформлению вывесок, указателей и наружной рекламы. Эти и другие моменты должен регламентировать специальный документ — дизайн-код в Архангельске, на создание которого потребуется 6,28 миллиона рублей.
Кого возьмут в дизайнеры города?
Первую часть заявок будут принимать до 29 октября. Вторую часть — до 5 ноября. Их будут рассматривать два дня.
— Наш дизайн-код стоит 6,2 миллиона рублей — это близко к средней цене. Для сравнения: в Южно-Сахалинске — 20,5 миллионов, а в Котласе — около 380 тысяч. Мы и не Котлас, но и нет смысла платить такие деньги, как в Сахалине. Не много, но и не мало — это хорошая цена, за которую можно выдать качественный результат, — рассказал 29.RU главный художник города Михаил Трещёв.
В аукционе архангельские чиновники будут ориентироваться не только на цены, но и на другие критерии: квалификация исполнителя, опыт, деловая репутация. Например, арт-директор фирмы должен иметь стаж 7 лет и высшее образования в сферах «дизайн», «графика» или «графический дизайн».
Для этого организация должна предоставить дипломы, трудовые книжки, грамоты, рекомендательные письма, положительные отзывы. За каждый выполненный критерий начисляют до 100 баллов. Кто наберет больше всего баллов, тот победил. Кроме этого, в техническом задании озвучены главные задачи для победителя: предстоит изучить и проанализировать существующее состояние городской среды города Архангельска. Также он должен cформулировать единые понятные правила оформления информационных и рекламных конструкций для размещения на фасадах зданий и разработать типовые эскизные проекты нестационарных торговых объектов. Кроме этого должен быть готов типовой эскизный проект остановочного павильона, включая транспортную схему наземного городского транспорта, а также типовые проекты скамеек и урн.
Что делает подрядчик?
На первом этапе подрядчик разработает свод правил оформления и размещения рекламы на фасадах. Начнется всё с брифа — PDF-документа, который помогает зафиксировать все требования к дизайну и впоследствии будет использован непосредственно в процессе проектирования.
Для создания брифа подрядчик анализирует существующую проблематику, характеристики, ограничения в городе, изучает типологию застройки и особенности Архангельска на примере трех ключевых улиц, оценивает недостатки и достоинства существующих правил российских городов. Также он изучает оформление навигации и городской среды, общественных пространств, рекламы и нестационарных магазинов. Определяются зоны применения правил в части рекламы.
— При зонировании учитываются значимость общественных пространств в контексте города, историческая ценность территории, а также туристическая привлекательность. Результат работ по зонированию основывается на аналитическом изучении генерального плана города и полевых визуальных исследованиях (при однократной поездке в город). Карта зонирования согласовывается с заказчиком в рабочем порядке, — сказано в техзадании.
Затем подрядчик подготавливает правила размещения и визуального оформления вывесок, рекламы и навигации в зависимости от их типов и зоны размещения. Создаются рекомендации к внешнему виду по цветовым решениям, оформлению и внешнему виду ко всем информационным конструкциям, при необходимости — в привязке классификации общественных пространств.
Что должно измениться в Архангельске?
Вся собранная информация и рекомендации оформляются в один документ с иллюстрациями. Также разрабатывается схема размещения на фасады различных вывесок. Для примера будут использоваться дома № 59 и № 55 на Воскресенской, а также первая линии застройки Чумбарова-Лучинского. Срок выполнения первого этапа — до 7 декабря 2019 года.
Второй этап — разработка типовых решений для объектов инфраструктуры. В самом начале чиновники, архитекторы и дизайнеры встречаются и обсуждают все детали предстоящей работы. Подрядчик разрабатывает эскиз типовых нестационарных торговых объектов и автобусных остановок, определяет и прорабатывает сценарии поведения посетителей в разных ситуациях, формулирует требования к отделочным материалам.
Затем победитель конкурса разработает графическое оформление транспортной схемы. Он проработает расположение линий транспорта, распределение на схеме всей необходимой информации, верстку легенды, подготовит печать. В схеме будет отображаться схема движения транспорта, названия городских округов, улиц и остановок, памятники и предприятия, а также радиус 5-минутной шаговой доступности от остановки с основными точками притяжения. Также подрядчик разработает эскизы элементов городской мебели.
Урны должны иметь отсек для тушения и хранения окурков. Автобусные остановки должны учитывать климатические особенности региона, иметь скамейку и урну, иметь место для транспортной схемы и иметь возможность установки цифрового табло. Нестационарные объекты торговли должны иметь скатную крышу, чтобы не скапливались осадки. Срок выполнения второго этапа — до 1 ноября 2020 года.
— Общая картина у нас есть, будем торговать и надеяться, что сознательные люди поучаствуют в конкурсе, и мы получим хороший результат. Это одна из главных целей моей работы — реализовать этот проект, — говорит Михаил Трещёв.
Одна из компаний, желающая участвовать в аукционе, написала запрос с просьбой подкорректировать некоторые пункты. Во-первых — убрать критерий о наличии штатных сотрудников, ведь фирма может нанять специалистов по подряду. Во-вторых — увеличить срок выполнения первого этапа либо уменьшить количество подпунктов в нем, потому что с момента заключения контракта до завершения выполнения первого этапа пройдет примерно две недели.
Оба запроса городская администрация отклонила. Чиновники пояснили, что на разработку дизайн-кода в 2019 году заложен бюджет в 3,15 миллиона рублей, а в 2020 году — 1,13 миллиона. Причем финансирование в этом году выделено 13 сентября. Федеральный закон не позволяет рассмотреть возможность увеличения срока выполнения работ.
На одной из сессий Архангельской городской думы в 2018 году депутаты одобрили изменения в правила благоустройства города и утвердили понятие «дизайн-код».