Уже полтора года каждую среду нуждающиеся собираются во дворе дома № 40 на улице Лесной в Северодвинске. Здесь волонтеры некоммерческой организации «Добрый город» раздают им еду и одежду. По возможности стараются помочь человеку выбраться с улицы и встать на ноги.
Перед трапезой — обязательная молитва. Волонтеры стараются приглашать представителей разных конфессий — например православных и протестантов.
Максимальное количество людей, которое приходило на раздачу еды, — 56 человек. В холода людей больше, а в теплую погоду поменьше.
Поесть приходят люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации: это не только бездомные, но и пенсионеры, люди без документов. Волонтер «Доброго города» Светлана Прозоровская рассказала историю о пенсионерке, которая приходила к ним каждую неделю. И только спустя полгода волонтеры узнали, что женщина лишилась документов, а восстановить их у неё денег не было. Из-за этого она осталась без пенсии. Ей помогли сделать новый паспорт, женщина получила всю пенсию, накопившуюся за полгода, и вскоре перестала приходить на еженедельные встречи.
Желающие изменить что-то в своей жизни могут попросить о приюте, который находится в деревянном доме на улице Садовой в Северодвинске. Он рассчитан на 12 мест, но сейчас из-за ремонта там живет только шесть человек. Обязательное условие для пребывания в приюте — отказ от курения и алкоголя. Живущим там людям помогают сделать паспорт и трудоустроиться.
— Тема бездомных очень противоречивая, много людей не любят этот контингент: они воняют, они в подъездах, то да сё. А мы на это не смотрим. Это люди, которые оказались в таком положении. Собакам бездомным помогают, а им? — считает волонтер Светлана Прозоровская
Основные расходы, с которыми сталкивается НКО: продукты, оплата расходов при получении человеком нового паспорта или прохождении медкомиссии. На одноразовую посуду уходит до тысячи рублей за раз.
В ближайших планах — открыть ещё одну точку с раздачей пищи на Яграх. Некоторые из тех, кто приходит по средам за едой, идет пешком с Ягр. А это более семи километров. В деятельности «Доброго города» участвуют около 20 человек.
— По возможности стараемся им помочь выбраться. Не цель их накормить. Ну что их, накормишь, ну и ладно, дальше они живут и так же умирают, так же замерзают. Наша цель — их отсюда убрать, пристроить, человеку помочь. Те, которые соглашаются что-то изменить в своей жизни, они начинают работать, паспорта им восстанавливаем. Все не хотят, но, по крайней мере, какой-то процент, если из 100 человек 10 согласятся, то тоже результат, — рассказывает Светлана.
За полтора года деятельности с улицы удалось вытащить 15 человек. Последний случай произошел совсем недавно: 64-летний бездомный Алексей, полгода приходя на акции, наконец решился изменить свою жизнь. До этого 17 лет он жил на улице. Сейчас его взяли в приют, в ближайших планах — подлечить человека и устроить на работу, например сторожем или дворником. Но не все жители приюта проходят реабилитацию до конца: некоторые из-за зависимости не выдерживают запрета на алкоголь и сигареты и могут уйти из приюта через какое-то время.
У каждого бездомного своя история, но с корреспондентами они общаются неохотно.
— Просто поесть пришли. Прихожу полгода, наверное, где-то. Мне знакомый дал типа визитки такой, объяснили, как пройти. А так, день, время знаешь, пришел, нормально поел, чаю попил. Главное, чтобы пьяные не орали матом, не шатались тут. Но ни разу такого не было. С камерами раздражают. Мне сказали, что все снимают, а потом в Сеть выкладывают. Вот это не очень нравится, — рассказал один из бездомных.
Светлана рассказала историю молодого парня в чистой одежде, который с лета начал приходить каждую среду и с каждым разом выглядел всё грязнее и грязнее.
Оказалось, раньше он работал на Севмаше, у него есть жена и маленький ребенок. У него умер друг, молодой человек взял трехдневный отгул на работе и поехал хоронить знакомого. В итоге он запил и пробыл там две недели, из-за чего его уволили. У мужчины открыт кредит, но на работу восстановиться он не смог и запил. Жене это надоело, и она прогнала его на улицу.
— Дело уже к осени. Он подошел ко мне, плачет уже, говорит: «Вы не могли бы позвонить моей жене и поговорить, чтобы пустила меня обратно? Потому что я не могу больше, если я останусь ещё на улице, я просто умру». Они же кучками держатся: он, говорит, открывает глаза, а перед ним уже стопка стоит, ему наливают. Мы позвонили жене, она сначала трубку бросила, потом мы объяснили, что муж уже на грани. Она сначала категорично — «нет», а через неделю сама пришла. Они в сторонке встали возле столба, долго разговаривали. Она плакала, к нам подошла, мы с ней поговорили, и она согласилась дать ему шанс. Они вместе ушли домой, и больше он не появлялся, — рассказала Светлана.
Помимо еды на акциях раздают и теплую одежду. На ужин — первое, второе и чай. Продукты приносят местные жители. Особенно часто отдают макароны, гречу, рис. Иногда помогает и малый бизнес. Есть две пекарни, которые отдают нераспроданную выпечку.
Сейчас «Добрый город» собирает рождественские и новогодние подарки для нуждающихся. Цель — собрать 60 продуктовых наборов и раздать их бездомным и малоимущим.