За последние два дня набережную Северной Двины в районе Красной пристани украсили сразу два арт-объекта: скульптура фонарщика из дерева, а также деревянная композиция «Окно в Арктику» с большой буквой «А» и резными наличниками. Их изготовлением и установкой занимались участники «Сборной Тайболы» в суперсжатые сроки — на все ушло 12 дней. Куратор команды Илья Кузубов рассказал 29.RU, почему именно эти объекты устанавливают на набережной и что еще появится там в течение осени.
По словам Ильи Кузубова, фонарщик и «Окна в Арктику» — это начало серии арт-объектов, которые усилиями «Сборной Тайболы» будут появляться на набережной в течение осени этого года. Всего их будет пять.
— Главная композиция — «Окно в Арктику». Это редизайн сцены, которая есть на Красной пристани. Диагональные цветные доски, которыми мы обшили ряд поверхностей, отсылает к северному сиянию. Буква «А» символизирует и Архангельск, и Арктику. Сама композиция достаточно модерновая: буква «А» — это параллели, диагонали, четкие линии. А корни северян, связь с зодчеством — это наличники, которые тоже присутствуют, всего их шесть. Все они — новодел. Но Александр Менухов разрабатывал их на основе реальных наличников из районов области, которые можно назвать поморскими — это Приморский, Мезенский, Онежский, Каргопольский, Северодвинский районы. Это те области, откуда как раз поморские, русские исследователи и поселенцы начинали продвигаться на Север, освоили Белое море и начали выходить в Арктику. В композиции, кстати, есть фасад, расписанный арктическим пейзажем — это сделал наш друг из Северодвинска, художник с острова Ягры Илья Мартынов, — рассказал 29.RU Илья Кузубов.
Он добавил, что авторам скульптур в данном проекте хотелось создать что-то «теплое» и «позитивное» на набережной, уйти от мрачноватых металлических изваяний, которые посвящены скорбным датам и подвигам.
— Остальные арт-объекты, включая «Фонарщика», посвящены Архангельску в дореволюционные годы. Тогда был период его расцвета. Городским головой был фотограф Яков Лейцингер. «Фонарщик», которого уже установили, — самая простая скульптура. В планах еще композиция об экспедиции Георгия Седова. Мы планируем поставить ее на газоне, где раньше стояла шхуна «Запад». Это будут лодка, два матроса, сам «последний романтик Арктики» Седов, собаки, бочки, сети, резная доска с рассказом об экспедиции и так далее. Достаточно большой объект, — продолжил Илья Кузубов.
Кроме того, члены «Сборной Тайболы» подготовят непосредственно посвящение Якову Лейцингеру, чьими снимками дореволюционного Архангельска они и вдохновлялись в работе.
— Композиция будет стоять напротив главного входа в Гостиные Дворы. Там будет фотограф, семья, то есть папа, мама и ребенок, которые фотографируются, и большая рамка, стилизованная под оформление снимков Лейцингера. То есть это будет такая инстаграмная фотозона для горожан и туристов, выполненная примерно в том же ключе, что и «Фонарщик». Поскольку Александр Менухов у нас художник с академическим образованием, то его скульптуры выглядят так, как серьезная живопись, которая опирается на народное, «наивное» искусство. Может быть, они немного грубоваты, но зато хороши по цвету, — добавил куратор «Сборной Тайболы».
Последняя в серии скульптур будет посвящена Архангельску как городу-порту. По словам Ильи Кузубова, у нее пока два варианта названия: «На пристани» или «Рабочий люд».
— В этой композиции, как мы задумали, будут работяги, которые трудились в порту: мужчины с бочками, рабочие с бревном. Возможно, будет фигура дамы, которая идет с котомкой что-то покупать. Сто лет назад Архангельск был гораздо более бойким местом, и мы в этой скульптуре пытаемся рассказать об этом. Эту тему Александр Менухов разрабатывает уже давно. Чтобы примерно понять, что будет за объект, можно посмотреть на будку рядом с беседкой Грина, которую он расписал недавно. Там как раз изображены те герои, которые отсылают к городу во времена до революции, к фотографиям Лейцингера, — пояснил Илья.
Он также рассказал, что все объекты подсветят и передадут на баланс города Архангельска.
— Надеюсь, что они прослужат долго. По крайней мере, мы используем в работе настолько хорошие материалы, насколько это возможно. Дерево покрываем специальной пропиткой. В скульптурах есть щели — это сделано намеренно, чтобы дерево «дышало», не закисало. Такое решение для уличной мебели и палуб используют, к примеру, в Скандинавии. И там деревянные пирсы живут годами, все выглядит очень красиво и без бетона. Единственное, чего мы боимся, — это вандалы. Естественно, если люди будут их ломать, поджигать или еще как-то портить, то долго композиции не простоят, — добавил Илья Кузубов.
Также Илья подробно рассказал нам о новых скульптурах на набережной в прямом эфире.
Еще из обновок Красной пристани — вот такие столы для настольного тенниса.
Этим летом команда художников «Сборная Тайболы» полностью расписала фасад дома в Северодвинске, изобразив ягринские сосны — посмотрите здесь, как это выглядит. До этого в городе корабелов уже создали два масштабных стрит-арта — в 2017 на фасаде дома по адресу ул. Портовая, 9 появилась картина «Люди у моря», а в 2018 ребята расписали фасад на Первомайской — там нарисовали полярную сову.
В начале сентября на Красной пристани также установили шезлонги — это вызвало неоднозначную реакцию у горожан. Лучшие комментарии читателей 29.RU по этому поводу мы собирали в отдельном материале.
Вам понравились новые скульптуры на Красной пристани?