Один из создателей телеграм-канала «Архитектурные излишества» Роман Беднов вместе с друзьями выбирал, куда полететь на выходные. Нашли недорогие билеты до Архангельска и в первые апрельские деньки отправились знакомиться с Поморьем. Здесь админа известного паблика ждали любовь и ненависть, восторг и боль — и всего-то он побродил по северодвинским лужам и ягринскому бору, увидел набережную Северной Двины и тот самый Сульфат, а еще впервые в жизни ступил на пешеходную ледовую переправу. Своими мыслями после путешествия Роман Беднов поделился с корреспондентом 29.RU.
- Полное погружение в Северодвинск
- Набережная и переправы
- Архангельский брутализм, которым можно гордиться
- Деревянная архитектура, которую надо спасать
- Сульфат и Бревенник: где лучше?
- Современная застройка
- Чем Архангельску гордиться
Полное погружение в Северодвинск
Роман говорит, что побывать в центре атомного судостроения на Севере было его мечтой. Хотел увидеть подлодки (но не получилось по объективным причинам), зато сам чуть не затонул, гуляя по центру Северодвинска.
— Вместо тротуаров просто каналы. Абсолютное ощущение, что город вчера бомбили, что нет ни одного целого тротуара. Ты просто идешь по колено в грязи. Мы прошли весь Северодвинск, и это был шок. В последний раз я испытывал такой шок, когда был в городе Кашин Тверской области. Это для меня такой триггер. Ты приезжаешь в Северодвинск, дыша полной грудью и испытывая гордость за страну. Вот здесь строятся эти корабли, здесь живут, возможно, умнейшие люди твоей страны. Ты видишь, в каких условиях эти люди живут, и тебе просто физически становится больно. Эта боль распирает изнутри и наполняет мышцы, — описывает свои впечатления Роман. — Возможно, будут говорить, что приехали не в то время.
«Ребят, не бывает "не того" времени. Если уж делать, то делать, чтобы всегда было нормально»
Всё же прогулка по городу началась на приятной ноте — с осмотра побережья острова Ягры. Роман и его спутники прошли весь пляж до памятного знака погибшим подводникам «Курска».
— Это просто какой-то космос! — восклицает Роман. — Это так красиво, что тебе хочется целовать каждый камешек на набережной, хочется обнимать каждое карликовое деревце. Когда ты видишь, что люди спускаются прямо на снегоходах к Белому морю, тебя просто распирает от этого счастья. Но проходит полчаса, ты попадаешь в старую часть Северодвинска — и просто кончаются все слова. Главное впечатление — так быть не должно.
Роман прошел от краеведческого музея Северодвинска до проходной Севмаша. В старой части города блогера восхитили сталинская архитектура (но отнюдь не ее состояние) и принцип застройки улиц.
— Сталинский ампир с колоннами, с балконами. Если посмотреть на город — он еще не убит застройкой, его еще можно спасти. Если его отмыть, отреставрировать и привести в порядок, там даже не нужно ничего сносить, это будет безумная красота. Градостроительный план был сделан прекрасными архитекторами. Просто потом город попал в рыночную экономику, которая принесла много всего классного, но в России она убивала города, потому что мы были не готовы к этому. И те прекрасные архитектурные планы, которые были сделаны советскими архитекторами, просто рушились об автомобили, антидизайн-код и так далее.
В подъезды «сталинок» попасть не удалось — главным образом потому, что во дворах огромные лужи. Фасады хранят остатки былой красоты, но видно, что балконы и другие декоративные элементы разрушаются — того и гляди, упадут на кого-нибудь.
— Запала в душу одна жилая «сталинка» с балконами и колоннами. Даже проходная Севмаша производит впечатление, если ты знаешь, что каждый день сюда приходят люди и делают подводные корабли. Это же торкает, заставляет испытывать трепет! Эту энергию ощущаешь, — замечает Роман. — Но если вам досталась прекрасная архитектура, то за ней нужно ухаживать. А иначе это придет к тому, что люди будут просить снести их дом и хоть куда-нибудь поселить — в ту же убогую панельку. И со стороны кажется, что Северодвинск к этому идет, к сожалению.
Панельные дома в новых кварталах в Северодвинске не отличаются от аналогичного советского наследия в других российских городах. Но даже их можно реанимировать, считает автор архитектурного паблика. За образец можно взять панельки в той же Прибалтике.
— Если за ними ухаживать, если их мыть, делать швы, единое остекление, то смотрится очень хорошо, — считает Роман.
Набережная и переправы
От Архангельска у блогера тоже остались смешанные чувства. Но набережная однозначно завоевала сердце Романа.
— Если идти по набережной от Северного морского музея до памятника тюленю и потом направо в город. Вот там очень классно. Видно, что полностью сохранился ансамбль, который архитекторы планировали, когда строили город в советские времена. Там за относительно небольшие деньги можно навести порядок — сделать классную набережную. Она не должна быть выжженным асфальтом, как ВДНХ в Москве — просто огромное плато, которое с тобой не взаимодействует. Набережная должна быть местом, где каждый квадратный метр как-то контактирует с людьми. Тогда она является центром притяжения. Там есть условия для летнего кайтсерфинга, зимой можно обустроить зимнюю рыбалку.
Впечатлили Романа Беднова пешеходные ледовые переправы. Лично он побывал на переправе на остров Бревенник. По его словам, для тех же москвичей это просто шок.
— Можно сделать реальный бренд. Это же чудо инженерной мысли! Для москвича увидеть, что проходит корабль, а потом мужики быстро кидают дощечки на лед, — это очень круто! Под тобой еще вода, а ты уже можешь безопасно идти. Можно же сделать визитную карточку города. Почему об этом никто не думает? Это очень красиво. Я такого нигде не видел, хотя я много путешествую по России и миру.
«Есть город доски, трески и тоски, а можно сделать еще город переправ. Зимой освещается улица на льду — вот это и есть переправа. Это просто космос!»
— Мы делали фотографии, когда идешь по переправе, а под тобой плавает лед. Можно делать мерч, например. Это же влюбляет в город. Страшно не было, все-таки привыкли доверять русской инженерной мысли.
Архангельский брутализм, которым можно гордиться
Если вы не знали, как выглядит брутализм (от французского «необработанный бетон») в архитектуре, то в Архангельске его точно можно увидеть — например, на центральной площади.
— Там прекрасный ансамбль брежневской архитектуры. Если привести здания в порядок: очистить фасады, убрать кондиционеры, вставить нормальные окна — это будут классные образцы брутализма, — заявляет Роман Беднов. — Таким брутализмом в Европе и Америке очень гордятся. У нас были классные архитекторы, они строили порой то, что опережало время, особенно если мы говорим про 1920–30-е годы, про конструктивизм. Советский модернизм и брутализм часто опережал мир или шел с ним наравне. И то, чем сейчас в условной Франции гордятся, у нас — под слоем грязи, балконов, кондиционеров, из-за которых не видно ничего. Центральный рынок Архангельска — это же очень крутой модернизм. Если убрать палатки, которые стоят вокруг него, — это очень красивое здание. Там продуманы входы, продумано освещение. Обидно, что его не видно. Обидно, что город по сути лишился такого здания.
Также блогер заглянул в Дом книги — его привлекла аутентичная вывеска. Но интерьеры разочаровали.
— Всё обшили сайдингом. Причем самым дешевым. Там же 100% были интересные советские интерьеры. Если бы я был ребенком, то у меня не осталось бы никаких впечатлений от Дома книги, — с сожалением замечает блогер.
Деревянная архитектура, которую надо спасать
Чумбаровка, на которой собрали образцы деревянной архитектуры Архангельска, вызвала у блогера больше вопросов, нежели восторга:
— Она очень странно спроектирована. Одна часть улицы расчищена, на другой просто слой снега. Так быть не должно. Конечно, на одной улице люди хоть что-то попытались спасти. Но делать ВДНХ на одной улице — тоже какая-то ерунда. Спасибо, конечно, что хоть это оставили. Но даже так она не выглядит как органично вписанная в ткань города улица. Это такая выставка для своих.
К дому купца Овчинникова на Воскресенской, который стоит в окружении новостроек, Роман Беднов проникся сочувствием. Бывший особняк имеет статус регионального памятника, но дойдет ли дело до реставрации — никто не знает.
— Дом купца Овчинникова — это шедевр! Он стоит и гниет. Там висит табличка «Охраняется государством». Чуваки, он у вас сгорит, и этим всё закончится, — предупреждает блогер. — Ваш северный модерн является жемчужиной отечественной архитектуры. Как можно за ним не ухаживать? Я общался с «Городскими проектами», показывал им, как в Латвии, в стране с таким же климатом, реконструируют деревянные дома — это тоже северный модерн. В Финляндии просто делают из этого конфетку. И люди мечтают в этих домах жить, потому что это намного лучше многоэтажек. У вас же надо просто приводить дома в порядок. Понятно, когда годами их не обслуживали, то уже и не хочется. Но это неправильно, так быть не должно. Мы — страна, которой достался огромный пласт культурного наследия, включая северный модерн. Все едут смотреть на деревянные дома в Вологду, а могли бы и в Архангельск.
Сульфат и Бревенник: где лучше?
Видимо, публикации Ильи Варламова о Сульфате вдохновили Романа Беднова на посещение этого района Архангельска. Увиденное шокировало москвича.
— Я, честно, не понимаю, как можно в 2021 году жить в таких условиях. Варламов был прав. Это общероссийская боль, что люди в Архангельске так живут. Россияне не должны жить в таких условиях, потому что мы страна с высоким образованием, — рассуждает Роман.
По его мнению, деревянные дома, которые из-за неприглядного вида сейчас называют бараками, были построены очень даже неплохо. Просто в какой-то момент их перестали нормально обслуживать.
— Если бы весь район был в идеальном порядке, это был бы лучший район Архангельска, я убежден. Смотрите, как бы это было круто: качественная деревянная застройка с качественной городской средой. Это было бы визитной карточкой всего Русского Севера. Но парадокс: район, который мог и должен быть визитной карточкой, является позором. Если в этот район придет качественное благоустройство, если этот район выселить на три месяца, поднять его, сделать канализацию, отреставрировать, в этих домах цена квадратного метра будет выше, чем в любых многоэтажках. Но это, если прийти и сделать там Европу, — предлагает Роман Беднов.
Тем не менее Роману даже удалось найти на Сульфате деревянный дом, в котором приятно находиться. Сами жильцы вложились в ремонт подъезда и фундамента, облагородили двор. На Бревеннике, как ни странно, «деревяшки» показались блогеру более крепкими.
— Там видно, что люди на острове поняли, что ждать помощи не от кого. И они сами свои дома как-то содержат. Дома там выглядят заметно лучше, чем на Сульфате. На Сульфате будто люди ждут, что их расселят, и они максимально забили на всё. Есть такое ощущение. Но и там, и там нужно что-то делать.
Современная застройка
В Архангельске, как и в любом российском городе, есть проблема точечной застройки, говорит автор «Архитектурных излишеств»:
— Если будет избираемый мэр, избираемая власть, которой можно предъявлять претензии, то всё решится. А пока нет рычагов воздействия. Кстати, как мне говорили местные, у вас такого беспредела меньше, потому что каждый знает каждого или через одного. Мне показалось, что у вас с точечной застройкой не так плохо, как в других городах России. Получается, «хорошо, потому что плохо»: у вас отток населения, а не приток. Допустим, если сравнить с той же Тюменью, которая как магнит впитывает всё, вокруг тюменской кольцевой дороги там растут многоэтажки, потому что очень дешевое жилье. И люди скупают квартиры с дешевой ипотекой. И это, конечно, изменило облик города навсегда. Тюмень — абсолютно прекрасная в центре. Этот город, на мой взгляд, один из самых недооцененных направлений в России. У вас, как мне кажется, такой проблемы нет. Если сейчас взяться и привести город в порядок, то он будет классный.
Архитектурная ценность современной застройки Архангельска в большинстве случаев сомнительная, добавляет Роман Беднов. Хватает спорных образцов «капрома» — капиталистического романтизма, расцвет которого пришелся на 2000-е годы. Но кое-что из новостроек ему все-таки понравилось:
— Мы в ней снимали квартиру. Прямо на берегу, по-моему, ЖК «Альфа». Вот эти новостройки очень классные. Для Архангельска, именно в том районе, где она располагается, очень классная. Она не портит набережную. Человек, живущий в этих зданиях, просыпается утром с чашкой кофе, смотрит на Двину и получает заряд бодрости. Эти здания не уродуют ландшафт. Они с реки смотрятся нормально и с берега. Там дизайн-код отличный. Бары и магазины, которые там располагаются, сделаны по дизайн-коду.
Чем Архангельску гордиться
Мы спросили, в чём создатель паблика об архитектуре видит потенциал Архангельска? Вот что Роман Беднов на это ответил:
— Деревянные дома есть у вас и у Вологды, разруха сталинского ампира есть в Кирове, Волгограде и у вас, но глобально Архангельск не похож на другие города. У вас потенциально крутой город в крутом месте, его просто нужно отмыть.
«Впечатление, что им никто не занимается, будто взяли и забили на город, а Северодвинск еще и бомбили»
Даже сейчас, если показывать не всё, то в целом очень даже хорошо. У вас же сама среда располагает к тому, чтобы вы были крутым городом. Двина, куча островов. Эти истории, что можно веселиться на вечеринке, а утром сесть на пароход и уехать на острова или пойти на пляж и делать шашлыки — для москвича это шок. Что можно заниматься серфингом, кайтом, летом по воде, зимой — по льду. Фестиваль «Тайбола» — это же разрыв, потрясающе классно! Это то, чему все могут завидовать. У вас есть всё, чтобы стать местом, откуда не захочется никуда уезжать.
В 1914–1916 годах было регулярное пароходное сообщение между Архангельском и Нью-Йорком, об этом я сделал пост. Так вот, потенциально Архангельск — это то место, куда не стыдно приехать из Нью-Йорка. Это же великий русский порт, с которого всё началось, это великая русская природа, деревянное зодчество, это великий советский ампир прямо на набережной. С воды классный город открывается. Здесь ты можешь взаимодействовать с природой, как хочешь. Мы у вас нашли экскурсии на ледокол на день. Где еще в мире можно прилететь на день и за адекватные деньги сходить день на ледоколе? Просто никто не осознаёт, какой потенциал заложен в русской природе, в человеке, в русской культуре. Но из-за того, что всё так хреново устроено, всё ведет к доске, треске и тоске. Не нужно стесняться, бояться себя, что мы какие-то не те. Нужно стараться показать всё хорошее, что у нас есть. Побольше бы пиара вашим фестивалям, островам, набережной, деревянному зодчеству.
Вы согласны с автором паблика «Архитектурные излишества»?