Дом Овчинникова, то есть дом 37 на Воскресенской, — объект культурного наследия. На днях на его фасаде неизвестные нарисовали крупное граффити. В администрации Архангельска 29.RU пояснили, что знают об этом, но убрать рисунок будет возможно теперь только при реконструкции дома.
— После расселения предполагается реконструкция данного здания, в рамках которой и будет возможно убрать граффити. Точных сроков реконструкции пока назвать не можем, — пояснили в горадмине.
Дом Овчинникова — деревянный двухэтажный дом в стиле модерн, построенный в 1912 году его владельцем — инженером Семеном Овчинниковым. Он брал подряды на возведение домов, которые, как правило, сам и проектировал. Дом является объектом культурного наследия. Также у него есть копия на Чумбаровке — это дом № 48.
На ситуацию откликнулись в популярном городском паблике «Архангельск: архитектура и градостроительство». Там даже появился пост с вопросом: «Может соберемся и фасад покрасим? Центр города, исторический дом — и вот такое». Комментаторы к идее отнеслись по-разному, но сошлись на том, что так просто памятник культурного наследия покрасить невозможно — это нужно согласовывать, как, например, это было в проекте «Том Сойер Фест», когда неравнодушные архангелогородцы красили Марфин дом.
Один из авторов паблика Александр Смирнов пояснил 29.RU свою точку зрения насчет того, почему на памятнике в центре города могут появиться такие вот граффити, а точнее «теггинг», можно ли считать это вандализмом.
Теггинг — вид граффити, представляющий собой быстрое нанесение подписи автора на какие-либо поверхности, зачастую в общественных местах.
— К такому «теггингу» я отношусь крайне негативно. Считаю, это следствие сложившейся ситуации в городе, когда памятники архитектуры находятся в удручающем состоянии. С точки зрения морали, наверное, да, это вандализм в какой-то степени, непонимание ценности пусть и уже обветшалого дома. Ценность самой такой работы, если побыть дядечкой с бородой из Союза художников, ноль, ибо есть тэги поинтереснее — «ХЗК» тот же. Хуже ли от этого дому? Нет, хоть я и сказал про ценность этой работы. Это не самое ужасное, что могло случиться с домом — всяко лучше рекламы быстрых денег. Да, неумело, малоцветно, но они внесли, как могли, краски в это старое здание, пусть и своим неуместным тэгом. Все равно, если обратиться к фатализму, эти унылые здания обречены стать руинами, — считает Александр.
Он отмечает, что появление подобных «автографов» на зданиях обозначает проблему: начинающие художники не всегда знают, где они могли бы реализовать свои творческие порывы.
— Они не видят мест, где это можно легально, открыто сделать, где их подтолкнут стать кем-то большим, чем местными самоучками. Судить, ругать только их, впаивать километровый штраф — тоже такая себе затея. Нужна комплексная работа. Если мы не можем помочь памятникам архитектуры деревянного зодчества, не знаем как, то хотя бы надо помочь молодым людям.
Деревянные неухоженные дома — печальная для Архангельска история. Горят не только обычные «деревяшки», но и дома-памятники, как это было с Домом Брагина в мае. Иногда их реставрируют, но процесс этот больше напоминает снос и постройку новодела на месте старого — так было с Домом Киселева.
Творческое сообщество на проблему деревянного Архангельска периодически откликается: например, совсем недавно уральский художник Илья Мозги придумал городу обновленный герб — на нем архангел Михаил направляет на чёрта огнетушитель. Картину разместили на полусгоревшей «деревяшке» на Обводном канале, рядом со скандально известным переулком Водников, где часто горят дома.