Этим текстом мы начинаем наш цикл публикаций «Неравнодушные», в нем мы будем общаться с активными горожанами, которые не только замечают проблемы, но и предлагают свою помощь — идеи, дела, компетенции. Первый наш собеседник — Валентина Морозова, руководитель проектов инициативной группы «Живой город Архангельск», и поговорим мы про озеленение Архангельска. Надо ли бороться с тополями? Почему вырубают зеленые зоны? Активно ли идет озеленение? И какие документы регламентируют эту сферу? Вместе с неравнодушной собеседницей мы составили топ главных проблем.
Что не так с озеленением города
Создание благоустроенных зеленых зон, уход за взрослыми деревьями и высадка новых саженцев — этого безусловно ждут от власти жители Архангельска. Очевидно, что в городе все больше автомобилей и новостроек, поэтому чистый воздух и зеленая среда — это то, что приходится искать, защищать, а иногда уже и спасать. Малочисленные зеленые зоны, как замечает Валентина Морозова, вырубают, тополя купируют, благоустройство идет, а новых растений город получает крошечную долю.
Проблемы с озеленением Архангельска, как говорит активистка, сложно уместить в короткий список, вот основные:
регулярное уничтожение деревьев (в рамках застройки, обновления дорог и т. д.);
отсутствие системного ухода за зелеными насаждениями;
отсутствие планового озеленения и восстановления зеленого фонда;
отсутствие жестких законов и крупных штрафов за уничтожение деревьев;
отсутствие паспортов у деревьев;
отсутствие учета деревьев и дендроплана (это топографический план, отображающий размещение деревьев и кустарников).
«Война с тополями»
Самой заметной для обычных горожан проблемой, по мнению активистки, является «война с тополями», о ней девушка рассказывает подробнее:
— Тополей у нас очень много городе, и они высаживались с определенными целями: чтобы насытить воздух кислородом и убрать воду. Кроме того, они быстро растут и украшают город. Если за тополями ухаживать, то они не будут ломкими и падучими, а что самое интересное — они не будут давать пух, из-за которого у многих аллергия и из-за которого им объявили войну. Теперь же, когда деревья доведены до плачевного состояния, их не выкорчевывают, а просто обрубают на три метра высотой. Так дешевле. Называют это кронированием, хотя это не оно, это купирование. Деревья гибнут от этого или превращаются во что-то несуразное, мало чем помогающее нам кислородом и эстетикой. Потом их объявляют аварийными, и они уничтожаются как аварийные (без необходимости высаживать новые деревья).
— Вот когда у нас начали «кронировать» тополя в 2017 году, меня это очень расстроило. И я не знала, что сделать в тот момент, Я помню, мы такую акцию устроили — на тополя навязали таблички «За что?», «Ландшафтный дизайн курильщика» и т. д. Тогда я еще не очень понимала, как можно этому противостоять. Было очень неприятно видеть покалеченные деревья, и я об этом написала.
«Мы не конфликтуем с администрацией, наоборот, стараемся помочь»
Позиция Валентины оказалась близкой другим архангелогородцам, так сформировалась инициативная группа, которая сегодня исследует проблемы озеленения Архангельска.
— Я человек эстетически развитый, очень люблю деревья высокие, красивые. Мне важно, чтобы вокруг было красиво. К тому же я понимаю ценность деревьев не только как древесины, но и как живого организма, которые нам помогают дышать, снимать стресс. Именно поэтому мы привлекаем внимание администрации и общественности к проблеме озеленения. К сожалению, она не в приоритете, она не видна. Тем не менее, мы пишем различные гранты и реализуем проекты, благодаря которым в нашем городе становится больше зеленых насаждений. Администрация к нам прислушивается.
Деятельность инициативной группы действительно повлияла на вид некоторых частей нашего города. Так, например, Валентине удалось выиграть грант, в рамках которого активисты создали отсутствующие у администрации планы озеленения общественных территорий.
— Один из проектов мы в рамках гранта осуществили сами. Высадили сквер по Ленинградскому, 107. Остальные планы мы передали округам, которые сказали, что осуществят хотя бы часть из них. Суть проекта заключалась в том, что среди застройщиков есть должники, которые вырубают деревья и готовы посадить взамен другие, но из-за того, что планов высадок нет, они этого сделать не могут. Мы предоставили им эти планы.
Кроме того, по словам Валентины Морозовой, благодаря активистам в Архангельске ввели должность главного садовника и создали управление по благоустройству.
— Мне кажется, что это управление появилось благодаря отчасти нашим беседам с мэром (когда он еще был заместителем мэра). Мы в рабочей группе обсуждали все сложности и трудности, рассказывали, чего нам в городе не хватает, и тогда он пообещал нам, что специалист по озеленению появится. И он появился. Я участвовала в комиссии по поиску и выбору этого специалиста. Однако дальнейшее взаимодействие с управлением и этим самым специалистом пока оставляет желать лучшего. Это, конечно, достижение, что спустя 30 лет вместо зеленого хозяйства появился похожий орган, но он пока не работает так же эффективно. Однако мы надеемся, что заработает, и с активистами будут поддерживать связь не через СМИ, а лично. Тем более что мы не конфликтуем с администрацией, а наоборот, стараемся помочь, чтобы у нас как-то системно и лучше стало с зеленым фондом.
Помочь может каждый
Сейчас инициативная группа «Живой Архангельск» осуществляет очень важный для города проект — учет деревьев. Активисты планируют создать цифровую карту зеленых насаждений.
— Никто не знает, сколько сейчас деревьев в Архангельске, какие они, в каком количестве, какой процент у нас вообще зеленого фонда, как это нормативам соответствует. Видно, что не соответствует, но в цифрах этого нет. Мы совместно со специалистами из Красноярска хотим внедрить в Архангельске современную технологию цифровой карты зеленых насаждений. В Красноярске ее реализуют уже пять лет. Туда заносятся все деревья, которые есть в городе. Потом можно посмотреть, где какие деревья, в каком количестве, в каком состоянии. Карту можно обновлять, можно в Excel таблицу выводить по разным параметрам, что-то считать по ней. Администрация уже проявляет к этому проекту интерес и, надеемся, возьмет его на вооружение. Будем таким образом сохранять зеленый фонд.
Заносить деревья на карту начнут этим летом. Сейчас инициативная группа набирает волонтеров, а значит, любой архангелогородец может сделать город немного лучше. Для того чтобы стать добровольцем, нужно заполнить анкету в группе «Живой город Архангельск» во «ВКонтакте».
Напомним также, что редакция 29.RU проводит опрос среди читателей. Ваши ответы помогут понять, какие проблемы Архангельска волнуют горожан больше всего.
Что нам ответила власть
В администрации Архангельской области мы спросили, как решаются озвученные выше проблемы. Один из первых вопросов, который мы озвучили городской власти, — почему город теряет деревья при застройке и обновлении дорог и можно ли этого избежать:
— Свод деревьев проводится не только в рамках застройки, — ответили в городской администрации. — Также некоторые виды деревьев подвергаются вырубке, т. к. находятся в аварийном состоянии или не прижились из-за климатических условий. Часто встречаются случаи вандализма, после которых гибнут молодые и взрослые деревья. В текущем году запланировано проведение мероприятий по компенсационному озеленению. Свод деревьев проводится в соответствии с постановлением Администрации городского округа «город Архангельск» от 29.05.2020 № 950 «Об утверждении Порядка свода зеленых насаждений, получения разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования "Город Архангельск".
Если активисты отмечают отсутствие системного ухода за зелеными насаждениями, то власти считают, что должный уход за зелеными насаждениями проводится ежегодно.
— Администрации территориальных округов заключают муниципальные контракты на подрезку кустарников, которые стоят у них на учете и произрастают на территории общего пользования.
По мнению нашего неравнодушного спикера Валентины Морозовой, в Архангельске нет планового озеленения и восстановления зеленого фонда города, однако городская власть с этим готова поспорить и в ответе на запрос сообщила в качестве аргумента, что в этом году запланированы мероприятия по компенсационному озеленению, то есть восстановление зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных. Также нам ответили про штрафы, которые экоактивистам кажутся недостаточно строгими:
— Снос, пересадка зеленых насаждений без разрешения, выданного уполномоченным органом городского округа, повреждение или уничтожение зеленых насаждений на территориях общего пользования влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, — ответили в городской администрации.
Что касается дендроплана, который помог бы вести учет деревьев и кустарников — их число и размещение, — то такого документа сегодня в администрации пока нет. Однако там сообщили, что эта информация будет входить «в нормативно-правовой акт об утверждении порядка учета зеленых насаждений», который сейчас в стадии разработки. Итоговый документ будет отражать и паспортизацию зеленых насаждений.
Про «кронирование» мы тоже спросили, — по тексту выше Валентина Морозова назвала эти работы в исполнении власти купированием, что не одно и тоже. После такой обработки растения либо погибают, либо теряют привлекательность и портят вид города:
— Тополя могут быть обрезаны разными способами. Выделяется два способа по обрезанию этого дерева. Обрезка глубоким способом или топинг для омолаживания. Обрезка формовочного характера. Процедура омолаживающей обрезки проводится в период наступления весны и чем раньше, тем лучше. Увеличившийся поток солнечного света, более активные процессы обмена весной помогут дереву быстрее развить плоды.
Как вы считаете, достаточно ли в Архангельске зеленых зон?