Город проблема Туалеты прямого падения в Архангельске: разбираемся, почему это не смешно и даже страшно

Туалеты прямого падения в Архангельске: разбираемся, почему это не смешно и даже страшно

Почти четверть городских домов не подключены к канализации

Удивительно, но даже в центральных районах города остались туалеты прямого падения

Расскажите человеку из благополучного города о туалете прямого падения, и он вас не поймет. Объясните суть, и он ужаснется тому, что в XXI веке горожане вынуждены ходить буквально в яму под своим домом. При этом для многих архангелогородцев туалет прямого падения — это вещь обыденная и сама собой разумеющаяся. Такая же повседневная, как водоразборная колонка во дворе и старая печь на кухне. По официальной статистике, 23,3% домов в областной столице не подключены к системе канализации и, вероятно, подключены никогда не будут. Местных жителей такое положение дел уже не удивляет, а вот у гостей города вид сельских туалетов вызывает ужас, мол, «канализацию в XIX веке придумали, а до вас еще не дошла?» Мы пообщались с экспертами и выяснили, чем могут быть опасны туалеты прямого падения, а также спросили, как администрация Архангельска планирует от них избавиться.

По состоянию на 1 января 2024-го, жилищный фонд города Архангельска насчитывает 4597 многоквартирных домов, из них 1071 дом не оборудован внутридомовыми системами водоотведения и не подключен к центральной системе канализации. Это значит, что жители 23,3% домов Архангельска до сих пор пользуются туалетами прямого падения.

Большинство таких домов находятся на окраинах

Туалет как бы есть, но его как бы нет

Туалет прямого падения — гениальное изобретение, которое представляет собой деревянную сидушку с отверстием и находящуюся под ней выгребную яму. Это простая и дешевая система, которая имеет существенные минусы: во-первых, снизу поддувает, а во-вторых, выгребную яму нужно регулярно чистить. В условиях города выкачивать нечистоты должны управляющие компании, которые часто забывают о своих обязанностях. О таких проблемах с этими туалетами нам рассказали жильцы аварийных домов, которые в Архангельске не могут расселить уже много лет.

— Зайти в туалет невозможно, пользуемся ведерками и пакетами, — рассказывает Оксана Шульга, она живет в центре Соломбалы. — Все отходы дошли до второго этажа и замерзли. Их не вывозили, не выгребали больше пяти лет. В октябре делали откачку жидкости, но это не помогло.

Когда туалеты замерзают, жителям города приходится ходить в ведерко

— Туалет полный — уже можно не открывать, его не чистят совершенно, и ходить-то некуда, — рассказывала нам об этой же проблеме Елена Гринюк, жительница Бревенника. — Не живем, а мучаемся. Туалет совершенно не прогревается.

Часто в помещениях с такими туалетами холодно. Из подвала постоянно поддувает

Дома с уборными прямого падения в администрации Архангельска называют «неблагоустроенными» и сообщают, что большая их часть находится на окраинах города: в Цигломенском, Исакогорском, Маймаксанском и Соломбальском территориальных округах. Впрочем, образцы деревенской самобытности встречаются и в центральных районах города. По словам экспертов, регулярное использование таких туалетов может отражаться на здоровье архангелогородцев.

«В этой среде распространяются опасные болезни»: мнение врача

О том, как туалет прямого падения может навредить здоровью человека, мы поговорили с российским микробиологом Михаилом Супотницким. Он длительное время изучал эпидемии чумы и другие опасные инфекции.

Михаил Супотницкий — кандидат биологических наук, российский микробиолог, полковник медицинской службы запаса, изобретатель, автор книг и статей по истории эпидемий чумы и других особо опасных инфекций, истории разработки и применения химического и биологического оружия.

— Вообще-то такой ситуации, как в Архангельске, быть не должно. Первые водопроводы, колонки, централизованная обработка отходов жизнедеятельности появились ближе к концу XIX века в связи с эпидемиями холеры. Это делалось для того, чтобы не распространялись инфекционные болезни, — рассказывает Михаил. — То, что в Архангельске еще сохранился такой фонд, это говорит о том, что местные власти многое не доделали в этом аспекте.

Михаил Супотницкий говорит, что бывал в Архангельске и считает город отставшим от жизни

Михаил рассказывает, что соседство с отходами жизнедеятельности может быть опасно для здоровья человека.

— Из-за отсутствия нормальной канализации могут распространяться опасные болезни. Это холера, дизентерия, брюшной тиф, паратиф. Это очень серьезно... Я ведь был в вашем Архангельске, знаю, как у вас там обстоят дела. У меня осталось впечатление, что город сильно отстает в развитии по сравнению с другими городами.

Эксперт считает, что игнорировать подобные вещи нельзя.

— Проблему с этими туалетами «свободного падения» нужно решать. А пока она существует, людям нужно стараться не вступать в контакт с этими нечистотами... потому что в этой среде размножаются микробы и вирусы. Тут можно дать еще старый добрый совет: пользуйтесь чистой водой и тщательно мойте все фрукты-овощи. Это снизит риск инфекций.

Один из домов, не подключенных к центральной канализации. Его не могут расселить много лет

«Жизнь может закончиться раньше»: мнение психолога

При этом бытовые условия, в которых живут многие архангелогородцы, могут негативно сказываться и на их психологическом состоянии. Отсутствие такой, казалось бы, базовой детали, как комфортный туалет, может сильно влиять на человека. Об этом редакции 29.RU рассказала Наталья Панфилова, психолог-консультант из психологического центра «Счастливая семья».

— Давайте начнем с того, что у каждого человека есть базовые потребности. В первую очередь это потребность в безопасности. И если человек не чувствует себя в безопасности, то возникает фоновая тревога, которая никуда не исчезнет, пока не решить проблему радикально.

По словам психолога, человек, вынужденный пользоваться туалетом прямого падения, может даже не подозревать, как сильно на него влияет бытовая неустроенность.

— Что касается туалетов, это вроде такие бытовые мелочи, но человек понимает прекрасно, что прогресс давно ушел вперед, а он до сих пор живет в условиях, которые были нормой в начале прошлого века. Это создает фоновый дискомфорт, который сопровождает человека везде. Получается, что неудовлетворенные базовые потребности создают травму... ущемленности или дискредитации. Это может провоцировать депрессивные симптомы, агрессию, которая может выливаться на близких. Человек никак не может с этим справиться, нужно куда-то это разместить, куда-то это выплеснуть. Ну не в унитаз же это он будет выплескивать... он пойдет и будет это с близкими разделять. В этом нет ничего хорошего.

Наталья подчеркивает, что на всех трудности быта влияют по-разному. Кто-то к ним быстро адаптируется, а кто-то нет. Однако, по мнению психолога, у каждой адаптации есть своя цена.

— На самом деле всё очень индивидуально, и адаптивные механизмы у всех разные. Есть люди конформисты, а есть те, кто быстро приспосабливается. Даже в концлагерях кто-то выживал, а кто-то умирал от невыносимых условий. И в любом случае у такой адаптации есть своя цена. Потому что человек понимает, что в каком-то смысле его условия исключительные, исключительные в худшую сторону. Что ему досталась доля, которую он не хотел. Он бы хотел, чтобы уровень жизни был выше. Он знает, что у большинства других людей есть условия, которых нет у него. И это, конечно, человеку неприятно осознавать. Такая психологическая депривация… на него это давит. Это может влиять на работоспособность, он может думать: «А зачем я тут стараюсь, если я приду домой, а у меня там нечеловеческие условия».

Психическая депривация — это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где человеку не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Психолог утверждает, что подобные психологические нагрузки могут сказаться на длительности жизни.

— Человек, который долго живет в таких нечеловеческих условиях, может начать болеть, хиреть, и его жизнь может закончиться раньше, чем изначально по генетике по биологии ему было предначертано. Как раньше, люди изнашивались от тяжелых таких условий жизни и уходили быстрее.

Тем, кто по каким-то причинам не может улучшить свои жилищные условия, Наталья советует беречь свою психику и уделять этому особое внимание.

— Во-первых, стоит найти занятия вне дома, которые будут либо радовать, либо дадут надежду на то, что вскоре можно будет переехать в другой дом. В этом может помочь дополнительный заработок. Кроме того, нужно пространство дома сделать для себя максимально позитивным, приятным... и по возможности, конечно, надеяться на лучшее, стремиться туда, делать какие-то шаги, чтобы все-таки это изменилось в твоей жизни.

«Трагедии я здесь не вижу»: что говорит архитектор

А вот у опытного архитектора Дмитрия Яскорского взгляд на старые дома и туалеты прямого падения не такой категоричный.

— Деревянные дома — это наша история, и они в Архангельске обязательно должны оставаться. Другое дело, что инженерное оборудование в этих домах, конечно, желательно приводить к современным стандартам. Их можно модернизировать.

Дмитрий Яскорский родился и вырос в Баку, учился в вузе в Волгограде. В 1985 году переехал в Архангельск. Работал в ООО «Гражданпроект», занимающемся проектированием зданий. В 1990 году получил должность главного художника Архангельска, а затем в течение 10 лет работал главным архитектором города. С 2000 по 2019 год — главный архитектор Архангельской области. Спроектировал и следил за постройкой Михаило-Архангельского кафедрального собора, возведение которого называл делом всей своей жизни.

Если же возможности модернизировать старый дом нет, то в туалетах прямого падения, по словам архитектора, нет ничего страшного.

— Трагедии я здесь не вижу. Что касается туалетов прямого падения, в просвещенной Европе это до сих пор является разумеющейся нормой во многих поселениях. В этом плане у нас не всё так плохо. Да, это не очень приятно пахнет, да, это не так гигиенично, как «ватерклозеты», пришедшие к нам опять-таки из Европы. Но при разумной и правильной эксплуатации такие самопадные туалеты могут быть и в двухэтажных, и даже в трехэтажных домах, я лично здесь ничего страшного не вижу. Поэтому тут вопрос содержания надлежащего этих туалетов, вот он стоит на первом месте. Нужно говорить именно о культуре их содержания.

Дмитрий считает, что при правильной эксплуатации туалет прямого падения может быть довольно комфортным.

— В первую очередь нужно вовремя и системно проводить не только очистку, но и, самое главное, делать максимальную дезинфекцию. И необязательно это делать хлоркой, из-за которой иногда невозможно дышать и запах которой всем нам известен с советских времен. Сейчас есть много отечественных препаратов для санитарной очистки выгребных ям. Это огромный рынок, на котором есть много различных предложений. Если и жильцы, и управляющие компании будут относиться к содержанию уборных ответственно, то всё будет хорошо.

При этом Дмитрий Яскорский отмечает, что новые деревянные дома, о строительстве которых говорил Путин, нужно обязательно подключать к центральной канализации.

— В новых домах, конечно, нужно проводить центральную канализацию. Это даже не обсуждается.

Эксперт также отметил, что проблему ветхих деревяшек с устаревшими туалетами нужно решать комплексно, переселяя людей с труднодоступных окраин ближе к центру города.

— Такой ветхий деревянный фонд с самопадными туалетами находится в основном на островных территориях. На Хабарке, на Бревеннике. Оттуда давно людей надо переселять. Там нет работы, а если там нет работы, а до города добираться трудно. Людей надо переселять на материковую часть Архангельска. Туда, где есть хотя бы канализация.

Что про это говорят в администрации Архангельска

О том, как в Архангельске собираются решать проблему с подключениями к канализации, мы спросили в городской администрации. Оказалось, что там делают ставку как раз на расселение из старого жилого фонда.

— На сегодняшний день какие-либо программы по подключению неблагоустроенного жилого фонда к централизованным сетям водоотведения, финансируемые за счет средств федерального, областного или городского бюджета, отсутствуют. Однако следует учесть, что в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилья количество неблагоустроенных домов и граждан, проживающих в таких домах, ежегодно сокращается.

В администрации подчеркнули, что собственники домов, которые не находятся в аварийном состоянии, могут позаботиться о канализации самостоятельно.

— Подключение дома к централизованным сетям канализации — это изменение степени благоустройства дома, работы носят капитальный характер. Для их реализации необходимо организовать и провести общее собрание собственников помещений, приняв решение в том числе об источнике финансирования, сроках выполнения работ.

В горадмине подтвердили, что откачкой и ремонтом выгребных ям в Архангельске занимаются управляющие компании. Статистики по количеству и состоянию таких объектов в администрации нет.

А какой туалет у вас?

Прямого падения
Современный
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED5
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления