Коммунальные аварии в Архангельске — не редкость. Этой осенью в городе регулярно случались прорывы и сотни домов оставались без отопления и горячей воды. Наш корреспондент Антон Данилов попытался разобраться с причинами этих бедствий и вот к каким выводам пришел. Далее — прямая речь.
В начале ноября, когда в Архангельске начали лопаться трубы, я написал колонку «Что дальше? Помрем от холода?». Меня тогда волновало, что в доме постоянно отключают горячую воду и отопление, а впереди зима. Проблема знакомая многим северянам.
После этого решил разобраться в вопросе уже как журналист и выпустил большой материал про грядущую ЖКХ-катастрофу. Почитайте, если еще не.
Я хотел понять, что с этими авариями можно сделать. Выяснил, какой план есть у властей, что делают коммунальщики, спросил, что о ситуации думают эксперты.
Всей душой надеялся, что проблема окажется не такой серьезной, масштабной, как показалось на первый взгляд. А в итоге понял, что она «практически нерешаема». И это, честно говоря, угнетает.
Самым страшным оказалось то, что сети теплоснабжения в Архангельске изношены больше, чем на 75%. При этом они буквально гниют быстрее, чем их успевают чинить. Это в городе, где зимой бывает -35 °С!
Можно бесконечно иронизировать над тем, что в XXI веке жители областной столицы не могут нормально помыть голову. Но над тем, что в случае морозов целые кварталы в городе могут натурально замерзнуть, шутить как-то не хочется.
С водоснабжением и канализацией дела обстоят не лучше. Но там хотя бы есть надежда, что через 20 лет сети удастся обновить.
Это же пахнет настоящей катастрофой, но какого-то публичного и регулярного освещения этой проблемы со стороны властей как будто бы нет.
Отчеты об открытии парков для собак и детских площадок я в своей ленте вижу регулярно. Еще вижу грандиозные планы по строительству проектов «мирового уровня» и целых микрорайонов. А вот четких решений, как спасти город от грядущей коммунальной беды, не вижу.
Единственное решение проблемы с коммунальными сетями, которое озвучили региональные и городские власти, — попросить денег у властей федеральных.
Денег нужно много, и их не дают.
Александр Цыбульский говорит, что получить поддержку мешают бюрократия и формальности. Заявки на помощь просто отсеивают на первых этапах долгого пути согласования. Чиновники надеются, что эту стену удастся пробить.
Что будут делать местные власти, если денег не дадут, неясно. Неизвестность пугает и дает почву для домыслов и теорий. Кажется, что в этой ситуации нужен план «Б», но о нём ничего неизвестно.
Ситуацию усугубляет то, что проблема ветхих коммуникаций характерна для многих городов России. Коммунальные коллапсы происходят даже в Подмосковье… Что уж говорить о маленьком Архангельске, который сейчас почти ничего не производит и, будем честными, не представляет для страны какого-то большого интереса.
Выделят ли всем нуждающимся городам России деньги для ремонта труб? Мне кажется, нет. Как сказал бывший глава Архангельска Алекандр Донской, «у России сейчас другой период со своими сложностями».