Все знают действующие аэропорты Архангельска — в Талажском авиагородке и в поселке Васьково. Но первым были не они: еще с 1930-х годов самолеты садились и взлетали на Кегострове. Здесь для них было выделено большое поле, которое сейчас перекопали ради рекультивации свалок. От тех времен на острове осталось не так много, но по отдельным домам, полуразрушенным зданиям и деталям вертолетов в огородах можно получить представление о работе местных авиаторов.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
50 лет работы на острове
Можно сказать, что северная авиация зародилась именно на Кегострове — с 1931 года здесь находился основной аэропорт Архангельска с грунтовой взлётно-посадочной полосой. Причем, известен он не только пассажирскими перевозками — большую роль он сыграл в годы Великой Отечественной войны.
25 июня 1941 года на базе аэропорта был создан особый авиаотряд, а 31 августа того же года здесь приняли первую партию британских истребителей, поступивших с конвоем «Дервиш». Самолеты приходили сюда в виде отдельных деталей, а собирали их в местных мастерских.
С ноября 1942 года здесь появился Пятый отдельный авиаполк, который во время войны защищал город, порт и конвои союзников. Всего он совершил около 60 тысяч боевых вылетов. В 1973 году на острове установили памятник, на котором записаны имена 28 погибших летчиков.
Но и после войны, до 1982 года с острова совершались полеты. Правда, во время половодья аэропорт заливало, а самолёты приходилось эвакуировать. По одной версии, их перенаправляли на военные аэродромы в Талагах, Васьково и Катунино (в частности, об этом пишут в релизе к 60-летию аэропорта Архангельск). Но местные жители в разговоре с 29.RU утверждают, что из-за воды летательные аппараты просто перемещали в другую часть поля, поближе к песчаной косе.
Сейчас две улицы на Кего хранят память о работе аэропорта: одна их них — «5-го авиаполка Гражданского воздушного флота», другая еще более конкретна в своем названии — «Аэропорт Кегостров».
Внутри бывшего штаба аэропорта
Если идти вдоль берега острова, то можно увидеть несколько зданий, которые строили именно для работников аэропорта. Здесь сохранились двухэтажные деревянные дома, которые сейчас почти полностью опустели, бывший детский сад, а также здание штаба аэропорта.
Штаб — это покосившийся деревянный домик с красивым крыльцом. Уже после того, как аэропорт расформировали, здание отдали под дачи — в левой части жили одни собственники, в правой — другие.
Видно, что рядом с домом кто-то делал грядки и поставил теплицу.
Внутри всё похоже на обычные покинутые квартиры: остатки мебели и личных вещей, уютные обои на стенах. Даже туалет «прямого падения» здесь в нормальном состоянии.
«Была хорошая грунтовка — самолеты на нее садились»
Поле, на котором когда-то садились самолеты, уже долгое время никак не использовали. В прошлом на его месте находилось несколько проток, и по весне эту территорию затапливало. Когда поле готовили под аэродром, их засыпали. А сейчас их снова раскопали — карьеры заполнены водой.
Теперь люди боятся, что вода снова сможет выходить на поверхность и затапливать как само поле, так и соседние участки с домами.
— Это поле было искусственно создано, — говорит жительница острова Елена Гафарова. — На его месте были протоки, речушки — всё это было в свое время отсыпано. Была хорошая грунтовка — самолеты на нее садились. А сейчас это всё раскопали: я когда это увидела, было ощущение, как будто кожу сняли с острова.
«Приезжали на работу с других островов»
В другой части Кего есть большое полуразрушенное здание из белого кирпича — здесь работала авиационно-техническая база или АТБ, как ее сокращают местные. Стены стоят до сих пор, а вот потолок и перекрытия давно обвалились.
Жители острова вспоминают, что внутри АТБ было тепло и комфортно работать. Когда аэропорт закрыли, здесь одно время размещались детские кружки, но затем ушли и они. Из здания вывезли и вынесли всё, что еще можно было забрать, и постепенно оно всё более ветшало. Сейчас интерес к нему есть разве что у граффити-художников.
— Люди здесь работали со всего острова, даже приезжали на работу с Вознесенья и других островов. Здесь построили одноэтажные щитовые дома для жителей на четыре квартиры каждый. А потом их отдали под дачи. Но их до сих пор называют аэропортовскими домами.
Недалеко стоит еще одна кирпичная постройка, которая уже разваливается — бывший гараж автохозяйства. На стене до сих пор сохранилась дата его постройки: 1975 год. Теперь здесь работает местная пожарная часть.
«Когда копаем, можно обнаружить металлолом»
Жители Кего Валерий и Елена Гафаровы живут рядом с местом, где раньше находилась мастерская аэропорта и свалка ненужного хлама. У своего дома они регулярно находят материалы или даже части летательных аппаратов.
— На этом месте, на возвышении стояла аккумуляторная будка, но весь металл от нее кто-то прибрал себе, — говорит Елена. — Сейчас здесь шлака отсыпана, а вообще, всё это была свалка. Был котлован, затем всё вычистили и решили использовать территорию. Но когда мы копаем, в земле можно обнаружить металлолом: кабели, части обшивки, лопасти, всё что угодно. Недалеко была мастерская, поэтом в земле от аэропорта осталось много мусора.
Рядом с забором воткнута лопасть вертолета — супруги говорят, что не так давно у них пропал свет — нужно было через что-то перекинуть кабель, чтобы дотянуть его до столба, и решили использовать ее. Еще одна лопасть, по их словам, лежит у них на участке.
За несколько последних лет Гафаровы поставили у своего дома несколько арт-объектов, отсылающих к прошлому острова: это деревянные самолет, вертолет и корабли. Еще они повесили таблички с названиями мест, куда с острова совершали полеты, и поставили «колдун» — ветроуказатель, который показывает направление и силы ветра.
— Первый самолет Ан-2 у нас появился в 2019 году. Потом, через год сделали вертолет. Добавили глобусы — они сделаны из найденной здесь проволоки, которую использовали на территории аэродрома. Сейчас говорят: гражданская авиация — это в первую очередь Васьково, а про Кегостров забыли. А ведь это колыбель авиации Севера, первый аэродром области, — с гордостью говорит Елена.
Что еще почитать
Недалеко от Архангельска можно встретить разобранный вертолет Ми-8, который уже не летает, а находится «на пенсии». Его до сих пор используют спасатели. Мы показали, что от него осталось.
Прошлой осенью мы посещали бывшее хранилище ядерных боеприпасов, которое стоит в глубине леса у поселка Катунино. В прошлом веке оно было доступно только военным с особым пропуском. А также мы показывали, что мы увидели на этой территории в лесу.
Также мы показывали бункеры, которые построены для военных в другой части бывшего аэродрома — для этого мы забрались под землю. А также прошлись по другим заброшенным постройкам этой местности.
И еще одно заброшенное здание: башня для авиадиспетчеров. Мы забрались на ее крышу и спустились в темный бункер под ней.