Концессионное соглашение подписали губернатор Игорь Орлов, глава администрации Архангельска Игорь Годзиш, гендиректор «Росводоканала» Антон Михальков и директор МУП «Водоканал» Эдуард Смелов.
На 49 лет вся инфраструктура архангельского «Водоканал» переходит в руки фирмы-концессионера «РВК-центр». И это несмотря на то, что прокуратура ещё в начале этого года дала отрицательное заключение этой сделке. Антимонопольная служба после долгих согласований её одобрила.
— Я очень рад. Несмотря на препятствия, в том числе со стороны надзорных органов, мы нашли правильные решения, — прокомментировал подписание соглашения Игорь Орлов.
— Ситуация с водоснабжением в Архангельске застыла на уровне 60-х годов, — говорит Игорь Годзиш. — Недавно вернулся с энергетического форума в Москве. Ведущие водоканалы страны борются за потери в районе 5–15 процентов. А мы живем с потерями в объеме 50 процентов. Искали инвестора, который будет решать сразу четыре основные проблемы: качества, надёжности, себестоимости и объема потерь. Обсуждался вариант оставить всё как есть. Тогда каждые 5–7 лет будем жить в ситуации, когда не знаем, что будет завтра. У архангельского «Водоканала» нет оборотных средств, чтобы в случае чего вложиться в ремонт. Понимали, что на ремонт водовода денег не найдём.
«РВК-центр» обещает вложить в создание и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения около 13 миллиардов рублей — это в ценах 2018 года. В «ценах будущего» с учетом инфляции — около 30 миллиардов. При этом концессионер выплатит более 85% долга МУП «Водоканал», это больше миллиарда рублей.
— Цели на ближайшие годы — повысить качество воды и снизить аварийность и потери, построить вторую и третью очереди кольцевого водопровода, реконструировать водовод-«тысячник». Проведём санацию дюкеров, автоматизируем учёт водного баланса, — поясняет гендиректор Росводоканала Антон Михальков.
Согласно договору, к 2022 году количество аварий на сетях водоснабжения и водоотведения сократится втрое. Примерно так же снизится доля проб питьевой воды, не соответствующих требованиям. Сократятся до 44 процентов потери в сетях. Что же произойдёт с тарифами на воду?
— Первый долгосрочный период регулирования — это 15 лет. На этот срок утверждены тарифы. Есть формула, по которой они рассчитываются, она закладывается в финансовую модель. Это уникальный случай. Впервые в стране использован механизм 15-летнего тарифного плана. Ежегодный рост тарифа по водоотведению будет составлять четыре процента, а по водоснабжению — 4,9 процента. Показатели более чем комфортные. Ниже инфляции, — успокаивает Антон Михальков.
Ещё зимой подсчитали, что заработает «РВК-центр» больше, чем вложит: около 210 миллиардов рублей прибыли против 30 миллиардов инвестиций с учётом инфляций. И откуда сейчас у фирмы деньги, если последние три года были убыточными, уставной капитал всего 100 тысяч рублей, а в мае её владельца — «Росводоканал» — «Альфа-групп» хотела продать французской компании Veolia? Прокуратуре не нравилось и то, что среди владельцев — кипрский оффшор Genile Trade Limited.
— «Росводоканал», в которую до недавнего времени входил «РВК-центр», — компания, входящая в консорциум «Альфа-групп». «Альфа-Групп» — это большой инвестиционный бизнес. В него входят ритейлер X5, мобильный оператор «Билайн», «Альфа-Банк», иностранные компании — нефтегазовый бизнес, ряд телекоммуникационных активов за рубежом. Исторически их владельцы были зарегистрированы за рубежом. При этом мы всегда полностью раскрывали конечных владельцев, — объясняет Антон Михальков. — Холдинг сейчас решил отказаться от использования любых иностранных юрисдикций в рамках корпоративной структуры «Росводоканал». Это займёт какое-то время. Акционеры решили перейти на прямое владение компанией-концессионером «РВК-центр». Провели дополнительную эмиссию, которую оплатили физические лица — акционеры «Альфа-групп»: Михаил Фридман, Герман Хан, Алексей Кузьмичёв, я также являюсь акционером.
Гендиректор «Росводоканала» утверждает, что консультации по продаже компании французам остановлены. Однако потенциальный покупатель переходит в разряд инвесторов концессии:
— Наша миссия — сделать из «Росводоканала» национального оператора услуг водоснабжения и водоотведения. Мы провели консультации с Российским фондом прямых инвестиций. Нашли в их лице заинтересованную сторону по участию в капитале компании. Еще одна заинтересованная сторона — лидер отрасли ЖКХ в мире компания Veolia с более чем 20-миллиардным оборотом. У них есть опыт внедрения самых передовых технологий. Предварительные договоренности с банками-партнерами есть, интерес к финансированию проекта очень большой — со стороны Сбербанка, консорциума «Райффайзенбанка» и «Росбанка».
Сейчас «Росводоканал» является оператором в шести регионах: Барнауле, Краснодаре, Омске, Оренбурге, Воронеже и Тюмени. В «активной фазе» — проекты еще в нескольких регионах, не считая Архангельска. Воронеж был первым в этом списке, там инвестпрограмма на два с половиной миллиарда рублей работает до 2019 года.
По данным РБК, у «Росводоканала» возникали трудности в других регионах. В 2010 году калужский губернатор обвинял компанию в ухудшении ситуации с водоснабжением в областном центре. В 2012 году «Росводоканалу» пришлось продать дочернюю компанию городу. В 2016 году такой же конфликт возник в Тверской области. В марте 2017 года губернатор Игорь Руденя предложил вернуть Водоканал в собственность города. В феврале 2018 года стало известно, что и тверская «дочка» «Росводоканала» перешла в собственность области. В 2017 году в Тюмени депутат городской думы Юрий Безбородов заявил, что «Росводоканал» не вложил ни копейки в модернизацию сетей. Фактически инвесторами выступили местные жители, которые платили инвестиционную надбавку к тарифу.
Антон Михальков после подписания соглашения с Архангельском заявил, что доволен проектами, реализуемыми в Воронеже и Тюмени:
— В 2012 году подписали первую концессию в Воронеже. Проектом довольны. Как всеми проектами. Они безубыточны, проводим индексацию зарплат ежегодно.
И добавил: «Росводоканалу» репутационные риски не нужны, потому все обязательства концессинер выполнит. Если что, заказчик «может брать управление на себя» — то есть администрация города в случае провала назначит нового поставщика услуг — видимо, по тому сценарию, который уже прошли Калуга и Тверь.
Элла Микушева