Город Все про Шиес «Не по голове, а чтоб помучились»: эксперты из Архангельска и Ярославля — о минусах мусорной реформы

«Не по голове, а чтоб помучились»: эксперты из Архангельска и Ярославля — о минусах мусорной реформы

На традиционных «Зимних встречах» в Кенозерье в этот раз обсуждали проблемы с отходами в регионе

Координатор экологического движения «42» рассказала, почему настороженно относится к мусоросжиганию. Эту технологию хотят применить на отдаленных территориях в регионе

Традиционные «Зимние встречи» с жителями деревень Кенозерского парка в этот раз были посвящены внедрению раздельного сбора отходов на территории национальных парков. Людей интересует, за что будут платить региональному оператору, и как можно сэкономить, сортируя отходы и сдавая вторсырье на переработку. Территориальная схема, которая еще только разрабатывается, пока вызывает вопросы у руководства парка — много логистических недочетов.

Сортировать отходы и сдавать вторсырье на переработку — отличный способ вытащить страну из мусорного кризиса, было бы желание у людей. Этот тезис на «Зимних встречах» в деревне Вершинино так или иначе повторял каждый спикер. Но, по словам координатора проекта «Ноль отходов» российского офиса Гринписа Дмитрия Нестерова, мусорная реформа не предполагает развитие раздельного сбора:

— Сейчас мы платим за сбор, вывоз, сортировку, обезвреживание и захоронение на полигоне того, что не удалось отправить на переработку. Раздельный сбор там не закреплен и финансово никак не простимулирован.

Пресловутый европейский опыт, считает Дмитрий, здесь бы пригодился. Европейцы оплачивают эту коммунальную услугу не по нормативам с человека, как теперь в России, а по факту — сколько мусора увезли на полигон.

— Там у людей есть стимул — они платят только за смешанные отходы, которые нельзя переработать. Это позволяет людям значительно экономить. В тех странах Европы, где законодательно это закреплено, перерабатываются порядка 60–70 процентов отходов. Поэтому пока мы не перейдем на систему, когда вы платите только за то количество отходов и при этом повышаете стоимость ввоза мусора на полигон, у нас все равно будет дешевле захоронить, чем переработать, — пояснил Дмитрий Нестеров.

Но даже в России люди могут изменить эту ситуацию в свою пользу. О таком опыте рассказал начальник отдела охраны окружающей среды администрации Рыбинского района Ярославской области Владимир Конов. В 2009 году местная администрация начала эксперимент по внедрению раздельного сбора мусора в населенных пунктах, где проживает меньше тысячи человек.

— Семья и школа — хорошие учителя, но рубль тоже хорошо учит, — утверждает Владимир Конов. — Мы снижаем стоимость вывоза мусора. Никаких контейнеров, каждый житель собирает мусор в специальные мешки и выставляет их на улицу, чтобы специальная машина забрала их. На заказ сделали зелёные мешки на 100 литров, стали их продавать населению по 50 рублей. Это и была плата за вывоз мусора. Кстати, эти мешки произвели на территории нашего района из вторичного сырья. В них жители складывали мусор, который нужно отвезти на полигон. А в черные мешки помещали отсортированное вторсырье. За вывоз зеленых мешков берётся плата, черные вывозятся бесплатно. Если к тебе приезжают домой и забирают этот мешок — зачем куда-то еще везти? Также мы создали условия для появления организации по вывозу отходов из частного сектора и вывоза вторсырья. Сами закупили машины. По договору их передали организации, которая согласилась заниматься вывозом отходов.

Архангелогородец Дмитрий Нестеров возглавлял в городе экологическое движение «Этас», а сейчас работает в российском офисе Гринписа

Такая система заработала в 60 населенных пунктах Ярославской области. Но новый региональный оператор на такие инициативы смотрит негативно, говорит Владимир Кононов:

— Жители и органы местного самоуправления имеют полное право требовать именно такого обращения с отходами, потому что постановлением Правительства РФ сбор отходов в населённых пунктах, где менее тысячи человек, может осуществляться без контейнеров. Теперь люди собирают раздельно, а регоператор все равно выписывает квитанции по тарифам. Можно заключить договор поселению или ТОСу с организацией, которая собирает вторсырье, получать справки на его объем и количество. А потом, согласно российскому законодательству, требовать пересчета платежей. Тариф мы не трогаем. Но мы доказываем, что из тех двух кубов, которые мы как бы должны были вывезти, полкуба сдали как вторсырье. И раз в полгода, скажем, регоператор должен делать перерасчет. Но всего это можно добиться только при поддержке населения.

В Ярославской области, в отличие от Архангельской, региональный оператор уже приступил к обязанностям. И тарифы, заметил Владимир Конов, мягко говоря, не обрадовали потребителей:

— Цены на коммунальные услуги не могут расти в год не более, чем на четыре процента. Но цена на вывоз отходов будет расти в некоторые периоды до 50 процентов. Потому что в цену включены платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Так как это очень серьезные платежи, они были снижены в семь раз, чтобы не было шоком для всех. И в течение нескольких лет мы должны вернуться к первоначальной цене. Чтобы не сразу по голове, а чтоб помучились. Для юридических лиц, торговли сортировка мусора — единственный выход минимизировать платежи за вывоз отходов. Если на них повесят норматив по торговой площади, то мало не покажется. Чтобы прописать в договоре оплату вывоза мусора по факту, нужно указать четкие основания, что вы сдаете макулатуру и так далее.

Консультант регионального Минприроды Ольга Шевелева озвучила «прогнозируемые» тарифы на вывоз мусора. Меньше всего, по предварительным расчетам, будут платить владельцы частных домов сельской местности — примерно 80 рублей с человека. А самый высокий норматив — 153 рубля с человека — у жителей многоквартирных домов в населенных пунктах, где живут больше 12 тысяч человек.

Территориальной схеме «досталось» от координатора регионального экологического движения «42» Анастасии Кочневой. Внедрение раздельного сбора мусора в области в проекте только рекомендовано, но не носит обязательный характер.

— Также предполагается установка 15 инсинераторов. Это мусоросжигательные установки. Если мы говорим про территорию парка, то две из них будут находиться на Онежском полуострове — в Летней Золотице и в Пертоминске. У нас много вопросов к этим инсинераторам. Почему их хотят установить? Потому что это отдаленные территории, оттуда сложно вывозить мусор. Но почему-то топливо будут завозить. Но при сжигании мусора образуется токсическая зола. Это опасный отход, который требует захоронения на специальных полигонах. В территориальной схеме не написано, как эта зола будет оттуда вывозиться, где она будет утилизироваться.

Такие контейнеры для раздельного сбора мусора установлены в деревне Вершинино, которая находится на территории Кенозерского парка

Представитель Гринписа Дмитрий Нестеров добавил, что в России есть только один полигон, который принимает эту золу. Он находится в Томске. И вряд ли туда повезут отходы от сжигания на утилизацию.

— Как бы я не противилась установке инсинераторов, но мусор оттуда не вывезти. Туда баржа не подойдет. Что вы предлагаете? — спросила директор Кенозерского парка Елена Шатковская.

Если в Летней Золотице и в Пертоминске остается много вторсырья, можно попробовать оттуда его вывезти, предложила Анастасия Кочнева. Вот только разработчики территориальной схемы не исследовали, сколько перерабатываемых отходов образуется в этих населенных пунктах. А жители Кегострова, по информации координатора движения «42», уже собирают подписи против установки инсинератора.

— Они рассматривают варианты, как можно внедрить раздельный сбор. Мы проведем там акцию «Разделяй и помогай». Уже нашли предпринимателя, который готов вывезти по льду вторсырье. Мы хотим показать, что раздельный сбор внедрить на этой территории можно, если проявить волю, — говорит Анастасия.

Хоть строящийся в Шиесе мусорный полигон и не входит в террсхему, но о нем после официальной части спрашивали жители. Дмитрий Нестеров пообщался в микрорайоне с поставщиками оборудования на погрузочно-разгрузочный кластер в Люберцах, откуда московский мусор хотят возить в Архангельскую область:

— Я спрашивал поставщиков оборудования, как эта система функционирует. Они пытались запустить ее в Сочи, она не заработала. Наши, как обычно, пытались сэкономить. Как я узнал, эту технологию брикетирования, которую хотят использовать для Шиеса, хватит максимум на год. Потом нужно снова разрывать, выделять полезную фракцию, обеззараживать органику, иначе это все будет метанировать достаточно быстро. Если они будут экономить на пленке, то система изживет себя еще быстрее.

Кенозерский национальный парк уже внедряет раздельный сбор мусора для туристов. Уже подготовлен большой проект. Но государственного финансирования не будет. Поэтому парк обратился за помощью в НЕФКО — Северную экологическую финансовую корпорацию.

— Уже закупили пресс для вторсырья в деревне Вершинино. И если поддержат наш проект, такие же прессы установим в деревне Морщихинская, в деревнях Луда, Лопшеньга, Летняя Золотица, где есть инспекторские участки. Уже есть договоренность с предприятиями, которые будут приобретать у нас это вторсырье и вывозить на переработку в город Сокол Вологодской области, — пояснила начальник службы развития парка Александра Яковлева. — Если проект поддержат, туда заложим шесть грантов для ТОСов и муниципальных образований на поддержку раздельного сбора отходов.

В Кенозерском парке называют этот сценарий оптимистичным. Жители Кенозерского нацпарка и присоединенного к нему «Онежского Поморья» могут зарабатывать на вторсырье, если, конечно, проявят инициативу. Но непонятно, как отнесется к этому региональный оператор. Поэтому с представителями администрации Приморского района и правительства области в ближайшее время встретится директор парка Елена Шатковская.

Элла Микушева
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления