Город Обитаемые острова репортаж Обитаемые острова: Повракула — тут хоронили пленных венгров, живут без воды и ждут кино с Чуриковой

Обитаемые острова: Повракула — тут хоронили пленных венгров, живут без воды и ждут кино с Чуриковой

Местные жители помнят о поморском прошлом, живут в столетних домах и не верят чиновникам

Жизнь повракульцев всегда проходила возле воды: отсюда отправлялись и на рыбалку в море, и по делам в Архангельск

Повракульский, куда мы решили наведаться в рамках нашего проекта «Обитаемые острова», настолько обитаем, что не все считают его за полноценный остров. Отсюда легко уехать по хорошей дороге в Архангельск, а местные деревни стали, по сути, тихим пригородом, где можно спокойно жить, выезжая отсюда на работу в город.

«Женщины не работали, но если звал совхоз, шли»


Повракульский омывается тремя протоками Северной Двины — Кузнечихой, Соломбалкой и Маймаксой. Своё название он получил тоже от реки — Повракулки — она же дала название и самому крупному здешнему поселению — деревне Повракульской.

Новгородские купцы облюбовали это место для жизни в XVI веке — именно тогда была построена деревня. Устраивались здесь сразу основательно — например, в те времена была построена школа для детей. Местные не только торговали, но и охотились, и ходили на карбасах в море за рыбой. Как говорят старожилы, выросшие из тех древних семей, каждый помор заходил перед этим в местную часовню и ставил свечку. А каждая жена вышивала своему мужу на холщовой рубахе звезду, которая, по поверью, указывала ему путь к дому.

Традиционно эту деревню делят на Верхнюю Повракулу и Нижнюю Повракулу, хотя на современных картах этого и не указывают. В Верхней стоят старинные дома, в которых люди живут круглый год. В Нижней больше дач, чем постоянного жилья.

Берега в Повракуле нужно укреплять — со временем всё больше

В 1859 году деревня входила в Архангельский уезд Архангельской губернии. Сегодня она частично входит в Приморский район, а частично относится к Северному округу. В советские годы жизнь здесь строилась вокруг совхоза — огромные поля скашивали для скота, выращивали овощи, производили молоко. Кроме того, местные работали на Соломбальском ЦБК и ЛДК, ездили в город из деревни каждый день, параллельно занимаясь ещё и домашним хозяйством.

— Изначально работали только мужья, а жены занимались домашним хозяйством: сейчас так не выжить, а раньше было так принято. У моей мамы было 4 сестры, и ни одна из них не работала. Но если из совхоза позовут, то все помогали — копали картошку, рубили капусту. И дети помогали — семьи тогда были большие.

Доярки не то что уносили молоко домой, а наоборот — приносили его из дома, чтобы показатели производства увеличить.

Такие женщины — им надо памятник поставить было ещё в то время! В войну работали не покладая рук на полях, сейчас такого отношения к делу уже нет. И всё было хорошо, — рассказывает староста Повракулы Евгения Кулебякина.

Дома в деревне и обновляются, и строятся заново

По рассказам стариков, раньше в деревне жилось дружнее. Конечно, и сейчас все здесь знают друг друга, но постепенно общая жизнь стала у каждого своя. А ведь раньше не только работали, но и все праздники старались праздновать вместе.

— До 7 января ходили из дома в дом наряжённые, в масках, а с Рождества начинались ёлки и продолжались до Крещения — всё делали по церковному календарю даже после революции.

Теперь так не пойдёшь, все сидят на запоре, а раньше брат у меня возьмёт гармонь — и пойдёт по деревне.

А сарафаны какие были у мамы! Как у барыни — и в клетку, и цветные. Мы неплохо жили — папа из семьи торговых людей был. А сейчас хожу в музей и вижу, что такие вещи были все у нас — и канделябры, и мебель резная.

Вода не для всех и звонки на линию Путина


Евгении Ивановне уже 81 год, но на вид она моложе лет на 20. Говорит, что она такая не одна — в деревне живут старики, которые в свои 90 лет сами ухаживают за огородом и таскают воду. Всю жизнь она проработала заведующей библиотекой на Соломбальском деревообрабатывающем комбинате. Сейчас, уйдя на пенсию, она вернулась из города в родную деревню и живёт здесь круглый год.

В старых домах, как правило, печное отопление

— Я с 1990 года занимаюсь деревней, — говорит она. — Так получилось, что надо было помочь бывшей главе Повракульской — Валентине Поповой. Но главы меняются, а я так и продолжаю. Мне людей своих жалко — они добрые хорошие люди.

Придёт бабуля, у которой проблемы со светом и водой, — ну куда её отправишь, если она ничего не знает?

Да и я сама люблю общаться — если целый день у меня никого нет, то я выйду к колонке и просто приглашу кого-нибудь чай попить.

Кстати, одна из важнейших деревенских проблем — это доступ к воде. Старые чугунные колонки до сих пор можно встретить на этих улицах — некоторые из них ломаются и льют воду на землю, пока их не приедут чинить. К тому же воду любят бесплатно качать те, кто в деревне не живёт, но может приехать с тарой на машине. Новые колонки — с электронными пропусками только для местных жителей — стали появляться в Верхней Повракуле в прошлом году. А вот Нижняя остается без воды уже пять лет.

Из таких колонок воду взять смогут только те, у кого есть специальный ключ

— Сколько мы получали писем от чиновников по поводу колонок, и ничего не происходило! А в прошлом году я обратилась на прямую линию Путина, разговаривала с мужчиной, который принял звонок. Я так и сказала: пять лет без воды, сделать нам всё обещают в декабре, но кто будет копать землю зимой? И вот, зашевелились — теперь в Нижней Повракуле прокладывают трубы, — говорит Евгения Ивановна.

Кроме этого, местные рассказывают, что нужно очистить канавы по бокам дороги и серьёзно заняться укреплением берега — каждый год его потихоньку размывает река. Все жители самостоятельно сбрасывают на него камни и доски, но государство, по их словам, в этом им никак не помогает.

— А заодно можно и построить новый пожарный причал — старый сгнил, а новый не стали делать, — говорят они.

Как венгры меняли хлеб на игрушки, а в деревне снимали кино


Между Повракулами с советских времён развернулся новый район из панельных домов — это место похоже на обычный спальный район, но со множеством огородов. Он относится к Приморскому району, и коренные жители деревни не считают его частью деревни, хотя здесь есть большое здание, где располагаются и школа, и детский сад, и сельсовет, и Дом культуры.

Фамилии умерших в Повракуле венгров можно почитать на обелиске, стоящем на краю деревни

Здесь же стоит обелиск памяти венгерских военнопленных, погибших во Второй мировой войне, которые жили и работали на Сульфате. Современники вспоминают, что в то голодное время они ходили по деревне и собирали лебеду и крапиву. Кто-то зарабатывал ремонтом внутри домов, кто-то выменивал у местных детей хлеб на самодельные игрушки.

Здесь же, за деревней, умерших венгров хоронили в общих могилах — теперь их фамилии увековечены на двух камнях.

Школа в деревне работает только до четвертого класса, а затем дети едят учиться в город на автобусе. Летом детей становится больше — многие приезжают погостить к бабушкам и дедушкам. Больше становится и туристов — они едут искупаться в реке и просто погулять среди старых домов.

Местные отмечают, что жизнь здесь спокойная — ни драк, ни каких-то происшествий здесь не было уже давно. А если что — с Сульфата приедет участковый. Сами жители деревни ездят на катерах и лодках на другие берега и острова — за грибами и на рыбалку. А на машинах и автобусах — в театр и кино в город. Киноделы, кстати, и сами добирались до Повракулы. В 2016 году здесь снимали фильм «Мы нужны», одной из главных героинь которого была Инна Чурикова. Фильм до сих пор не опубликован, но жители помнят этот визит — их даже просили помочь с реквизитом, принести для съёмок старинные вещи.

— Люди у нас хорошие, — повторяет Евгения Ивановна. — Все стараются ставить новые заборы, ремонтировать дома, а им по сто и больше лет. Люди здесь не лентяи, каждый содержит огород, теплицы. Иногда сложно, но мы старой закалки. У нас деревня не погасшая, она цветёт и расцветает!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Мнение
Хотите помочь и этим убиваете: научный сотрудник рассказала, можно ли кормить птиц в Архангельске
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления