29.RU продолжает путешествовать по дельте Северной Двины в рамках проекта «Обитаемые острова» — на этой неделе мы посетили Заостровье. Здесь проводят праздники картошки и костров, здесь есть своя Рублёвка, а два храма из-за недосмотра «обменялись» названиями.
«Здесь очень спокойно и все знают друг друга»
Заостровье — обширная территория, всего на острове находится 25 деревень, которые удалены друг от друга на достаточно большое расстояние. Весь остров изрезан речками и протоками, через которые постоянно возили пассажиров. Старожилы вспоминают, что на местной речке Заостровке был причал, куда приезжали для торговли архангелогородцы. Пароходами сюда привозили груз для строительства храмов, а в Москву или Петербург можно было добраться на карбасе.
Вообще, с рекой здесь были большие проблемы — долгие годы остров преследовали наводнения, и поэтому жилье старались строить повыше, да и лодки пригождались не только летом. Закончилось все в 1894 году, когда началось строительство железнодорожной насыпи в Исакогорке и реку усмирили. А в 1910-м в дельте Двины ледоколы стали ломать льды, и наводнения прекратились окончательно.
Сейчас в местных деревнях старинных домов осталось достаточно, но многие из них уже обиты сайдингом или стоят с обновлённым фасадом. Остров продолжают застраивать особняками, люди покупают новые участки.
А деревню Верхнее Ладино уже называют «Архангельской Рублёвкой» — там строят коттеджи самые богатые жители города.
У многих «новичков» есть квартира в Архангельске — летом они живут здесь, а зимой уезжают в город. Не на каждом участке, правда, сразу же возникают дома — на многих пока что стоит только баня или сарай, или даже просто туалет.
— Сейчас наши деревни — как спальный район города. Но рабочих мест здесь немного: кто-то, конечно, работает в больнице, кто-то в школе или детсаду. Но в той же школе многие учителя из города, директор — тоже ездит из Архангельска. А глава поселения — из Талаг, — рассказывает руководитель заостровского Дома культуры Оксана Кожина. Сама она ездит сюда каждый день из Новодвинска.
У сотрудника того же ДК Татьяны Хотеновой на острове есть своя квартира — она живёт здесь уже 15 лет, и ей в Заостровье нравится.
— Здесь очень спокойно, все друг друга знают, ребёнок не потеряется, — считает она. — Если здесь работать — то совсем хорошо, а тем, кто ездит в город, — тем неудобно. В городе было бы не так.
Центр Заостровья — деревня Большое Анисимово, где есть несколько пятиэтажных хрущёвок, детский сад, магазины и почта. А главное — школа, в которой учатся дети со всех окрестных поселений. Их сюда либо привозят родители, либо доставляют на специальном бесплатном жёлтом автобусе. Школьники занимаются в двух зданиях: в одном работает начальная школа, в другом — средняя. Но и этого мало — местные жители говорят, что давно уже нужно строить ещё: места мало, а детей здесь с каждым годом всё больше. Поэтому же некоторые классы учатся в две смены.
Картофель и колхоз, выживший в 90-е
Одна из главных фишек Заостровья — это местная картошка. В прошлом в округе Архангельска здесь были самые большие картофельные поля. Сейчас её не только продолжают высаживать в больших объёмах, но и устраивают в честь неё ежегодный праздник — в этом году он пройдёт 29 сентября.
Началось всё в 1832 году, когда местный крестьянин Медведев из деревни Рикасово привёз сюда семена картофеля — то ли из Вологодской области, то ли из Ярославской — точно установить уже невозможно. Для выращивания новой культуры подошла местная плодородная земля, и с той поры картошка в Заостровье всегда была своя. Моряки привозили и другие семена картофеля, но не все сорта нравились местным. Ходят разговоры о «тёмно-синем» сорте, урожай которого был плохим, но вкусным. Из Германии сюда привезли картофель жёлтого цвета, тоже хороший. А из Ярославля прибыл водянистый — его стали выращивать на корм для скота.
Выращивали здесь не только картошку. В 1840 году на остров завезли капусту, брюкву, редьку, морковь и репу — их тоже стали высаживать во всех деревнях. А в 1918 даже стали сеять пшеницу. В советские годы все эти культуры перешли к колхозам. Сначала их было четыре: «Второй пятилетки», «17-го партсъезда», «Сталинский ударник», «Красный огородник», а потом их объединили в один.
— Основным занятием в Заостровье всегда было земледелие, потому что рядом был Архангельск, и то, что выращивали здесь, можно было продать в городе. В Перхачево, например, была экспериментальная станция, где разрабатывали новые сорта ягод. До революции там был большой фруктовый сад, а в советские годы — ягодник, где выращивали новые сорта малины и смородины, — рассказывает местный библиотекарь Вера Окулова.
Колхоз пережил 90-е годы и закрылся только в 2008 году — в эти непростые времена его переделали в «общество с ограниченной ответственностью» и пообещали, что если с предприятием что-то случится, то любой работник получит компенсацию — тракторист получит трактор, доярка — корову или две и так далее. Потом, правда, выяснилось, что ООО лишены госсубсидий — а без этого предприятию было не прожить. Стада скота стали уменьшать, производство тоже становилось меньше, и постепенно все закончилось.
Местные актеры замахивались на Шекспира
Ещё Заостровье ценится своими церквями — деревянным храмом Покрова Божией Матери и каменным храмом Сретения Господня. Правда, из-за ошибки в документах они называются наоборот — ошибка есть даже на информационных табличках. Но пока что ничего с этим сделать не могут.
Удивительно, но деревянная церковь 1688 года постройки функционировала и в советские годы — специально для этого прихожане собирали подписи. Местные жители рассказывают, что после этого на службу из Архангельска приезжали и те, кто «в миру» считался атеистом.
Рядом с храмом Сретения Господня есть несколько могил священников и местных старожилов — одна из них принадлежит Андрею Алексеевичу Чистикову — богатому крестьянину, на деньги которого на первом этаже был установлен иконостас и полностью расписан верхний этаж. На его же средства была открыта и содержалась приходская школа в деревне Лянецкое.
— Заостровье всегда было богаче, продвинутей, чем другие островные территории. Особенно деревня Верхнее Ладино, там был создан народный дом с читальней. Там же был организован драмкружок, который ставил спектакли, — даже замахивались на Шекспира, но и ездил по области с гастролями и зарабатывал на этом деньги. В этот дом был куплен самый первый в области киноаппарат, и сюда же приезжал духовой оркестр из Бакарицы — вся молодежь сбегалась танцевать, — рассказывает Вера Окулова.
Ещё здесь проводят фестиваль огня «Маяки» — ударение в его названии падает на букву «Я». Так в старинные времена называли специальные костры, которые жгли для ориентира моряков. Теперь их жгут просто для развлечения — специально для него в прошлом году выделяли целое поле.
Культурная жизнь проходит вокруг местного ДК, которому в этом году 65 лет, его работники жалуются — необходим ремонт, но когда он будет — неизвестно. В этом же здании есть библиотека и исторический музей Заостровья. Вход в него — всего 50 рублей, сюда ездят большими группами из школ города, да и просто семьями. Работники говорят, что не все местные школьники в курсе, как жили в их деревнях в прошлом.
— Я показываю детям чугунок и спрашиваю — что это такое? Иногда кто-то даже знает, может быть, у бабушки ел картошку из него.
А о том, что такое картофель в мундире, почти никто из детей не знает.
Я так и говорю им в шутку: берется солдатский мундир, в него заворачивают картошку и варят. А они с открытыми ртами стоят и верят, — улыбается Вера Владимировна.