Редактор 29.RU Елена Ионайтис встретилась с заместителем председателя правительства Архангельской области и представителем оперативного штаба по коронавирусу в регионе Артёмом Вахрушевым. В интервью она спросила, как власти могут изменить ситуацию с ростом цен на медицинские маски, которые раньше стоили несколько рублей, а теперь — в десятки раз дороже. В аптеках Архангельской области сегодня их не купить, однако они нужны, например, при посещении медучреждений, где ежегодно по весне можно заразиться в очереди ОРВИ или гриппом.
— Маски нужны трем категориям граждан. Первое — больным людям, чтобы оградить себя от здоровых. Второе — это медицинские работники, врачи и медперсонал, который работает в медицинских организациях, для того, чтобы мы не потеряли врачей в первую очередь. Касательно масок и вообще средств индивидуальной защиты для медперсонала могу вам сказать, что у нас запас порядка 800 тысяч штук, он есть и в медицинских организациях, и на складах «Фармации». Потому что, ещё раз напомню, это приоритетная группа контингента для наличия СИЗов так называемых (средства индивидуальной защиты. — Прим.ред.). Поэтому, несмотря на такую впечатляющую цифру, это примерно двухнедельный запас, но при этом он достаточно регулярно пополняется. Сейчас есть некие сбои, связанные с таким вот ажиотажным спросом, но мы, в принципе, ситуацию держим под контролем. Третья группа людей, кому необходимы маски, — это работники учреждений, организаций, компаний, где предполагается массовое пребывание людей. Это магазины, это продуктовые, остальные даже перечислять не буду, потому что на сегодня они все закрыты у нас, и там уже массового пребывания людей нет, — ответил Артем Вахрушев.
Руководитель регионального оперативного штаба по коронавирусу призвал не устраивать по этому поводу ажиотаж.
— Я только по «Фармации» могу вам сказать, это такая крупнейшая сеть на сегодня, что за 2019 год было продано 50 тысяч масок, а за крайнюю неделю ажиотажного спроса — 26 тысяч масок. То есть на протяжении трех-четырех недель мы имели потребление примерно двухгодичное. Естественно, система просто физически не может с этим справиться, сколько бы мы не вбрасывали в неё, еще раз — за неделю продавалось 26 тысяч масок. Я не вижу такого количества людей… Это помимо медицинских организаций. Это то, что смели только в торговой сети «Фармация» жители Архангельской области. И теперь задаю вопрос — где эти маски? Они лежат у людей на антресолях, потому что большинство людей не используют их.
— Когда мы обращаемся за медпомощью в периоды ОРВИ, гриппа, нормально при себе иметь маску, но сегодня многие просто не могут её приобрести. Как людям быть? — спросила Елена Ионайтис.
— Могу только еще раз сформулировать: если сейчас мы прекратим такой вот ажиотажный спрос, система, она восстанавливаема. На сегодня, ошибусь, но не намного, порядка [одного] миллиона 600 [тысяч] масок производится в день или неделю, сейчас точно не скажу, но если надо — уточню, но достаточное количество масок производится. Работают предприятия. Мы закупаем за рубежом какую-то часть в тех странах, которые справились. Нужно просто сейчас прекратить паниковать. Нам тоже иногда прилетает за то, что в медицинских организациях медперсонал начал шить маски. Я вам скажу, многие не умеют этого делать, хотя это прописано в некоторых должностных обязанностях и любой медработник обязан уметь это делать. Сделать восьмислойную масочку, прошить её соответствующим образом, сделать завязочки, — он должен уметь это делать. И то, что сейчас происходит — это просто восстанавливание навыков на случай, если это понадобится. Если вы беспокоитесь — пойдите, купите себе марлю, сшейте пять красивых масок, которые, напоминаю, надо менять каждые два часа, и после этого тщательно кипятить. Это, кстати, к экологам нашим тоже такой призыв. Ведь масочку поносил два часа и выбросил, поносил два часа и выбросил. Перейдите к модели многоразовости. Она предполагается на сегодня, никаких проблем нет. Я поступлю именно так, когда я захочу, чтобы у меня была маска.
Елена Ионайтис спросила, как власти могут повлиять на аптечные сети, которые, пользуясь ситуацией, завышают цены на товары, спрос на которые внезапно вырос, на что Артем Вахрушев ответил, что аптеки должны реализовывать товар не ниже, чем по закупочной цене, а ее определяют производители, которые и завышают стоимость. По его словам, для них аргументом может быть подорожание материалов, из которых маски делаются.
Все подробности по теме коронавируса мы собираем в одну хронику: рассказываем, как защитить себя и близких, какие меры предпринимают в Роспотребнадзоре региона, а также Министерстве здравоохранения, как ситуация отражается на туризме и соблюдают ли карантин жители региона.
В Архангельской области работает круглосуточная горячая линия для граждан, вернувшихся из стран, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции: 8 (8182) 66–99–07.
Абсолютно точная и проверенная информация о коронавирусе на сайте СТОПКОРОНАВИРУС.РФ.
Телефон горячей линии: 8 800 200–01–12.