Здоровье 30 минут и целая жизнь. Архангельские врачи спасли новорожденного со сложным пороком сердца

30 минут и целая жизнь. Архангельские врачи спасли новорожденного со сложным пороком сердца

Такую операцию на месте медики сделали впервые

Операция заняла всего 30 минут, но оценить ее результат невозможно — она спасла жизнь новорожденному

В перинатальном центре Архангельской областной клинической больницы впервые провели операцию малышу, который родился с врожденным пороком сердца. Узнать о заболевании заранее практически не было возможности. Принимать решение об операции пришлось за считаные часы, а опираться — только на собственный опыт. 29.RU узнал подробности этой операции, обсудив ее с хирургом Александром Иваненко — одним из специалистов, которые смогли помочь малышу в критической ситуации.

Александр Иваненко — врач-хирург отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения Архангельской областной клинической больницы.

Врачи выявили у новорожденного транспозицию магистральных сосудов, — это врожденный порок сердца, при котором аорта отходит от правого желудочка, а легочный ствол — от левого. Узнать заранее, что ребенку понадобится уникальная операция, было почти невозможно. Малыш родился в стенах перинатального центра, а уже через три часа оказался в реанимации — у него наблюдался недостаток кислорода.

— Большинство жизнеугрожающих пороков сердца можно увидеть в дородовый период у женщины, приготовиться к ним. О транспозиции магистральных сосудов же очень трудно узнать заранее. Ребенок родился — никто не знал, что порок существует. Состояние его стало ухудшаться, гипоксия появилась, сделали эхо сердца и увидели эту ситуацию, — рассказал Александр Иваненко.

Мы попросили специалиста также объяснить, что именно происходит с организмом ребенка с таким пороком сердца. По словам хирурга, при транспозиции магистральных сосудов у ребенка два круга кровообращения — большой и малый — разобщены между собой: его кровь насыщается кислородом, но не попадает к основным органам и тканям. При этом в период, когда ребенок находится в утробе матери, у него есть естественные отверстия, через которые обогащенная кислородом кровь поступает к органам и тканям. Пока они функционируют, ребенок живет. Но после рождения эти отверстия начинают закрываться, тогда и появляются серьезные проблемы: кислород не поступает к тканям, к органам — к головному мозгу, к почкам. Дать кислород ребенку, чтобы поддержать его, врачи в этот момент тоже не могут, так как это очень ускоряет процесс закрытия всех естественных отверстий.

— Ребенок такой обычно погибает в течение 3–4 дней. Для сохранения жизни тут нужно как можно быстрее действовать, чтобы в ходе гипоксии не произошло повреждения органов — нужно создать искусственное сообщение между большим и малым кругами кровообращения, — уточняет собеседник 29.RU.

Операцию провели на второй день жизни малыша, у Александра Иваненко и его коллеги Василия Пяткова ушло на это всего 30 минут. Вся процедура заключалась в том, чтобы ввести через бедренную вену специальный баллон, который разрывает межпредсердную перегородку, тем самым создается искусственное сообщение между камерами сердца. Как поясняет наш собеседник, иногда подобные операции хирургам приходится делать и в более экстренных условиях — когда отверстия закрываются стремительно:

— Всё зависит от того, насколько быстро отверстия закрываются: если очень быстро, то надо делать в первые сутки. Но они могут и вообще не закрываться. Тогда ребенок может жить длительное время, дожить до радикальной операции. У некоторых детей удается на консервативной терапии поддержать эти отверстия, тогда они тоже едут в федеральный центр сразу. В данной ситуации они начали закрываться, но не молниеносно, а постепенно. Это было отслежено.

Архангельские медики помогли стабилизировать состояние малыша, благодаря чему его удалось перевезти в федеральный центр в Санкт-Петербурге — там новорожденному проведут радикальную операцию на сердце.

Александр Иваненко говорит, что подобные случаи у новорожденных наблюдались и раньше, однако до появления перинатального центра бывало, что помочь в них не успевали. Как уточнил хирург, он и его коллеги операции детям делают с 2005 года, то есть опыта у них во многом больше, чем даже у федеральных центров.

«Мы начинали, когда еще не было Центра Алмазова и многих других федеральных центров. Мы были теми людьми, кто уже делал операции»

— При этом разрушение межпредсердной перегородки — это выполнено впервые: опирались на свой опыт, на теоретические знания. В нормальной ситуации существующие сообщения между камерами сердца носят патологический характер. У плановых детей мы их обычно закрываем с помощью окклюдеров. И делаем такие операции каждый год. С 2006–2007 года мы делали операции у новорожденных, но другие — по расширению клапана легочного ствола, по расширению клапана аорты и патологического сужения перешейка аорты.

Напомним, что в январе в перинатальном центре провели еще одну уникальную операцию — торакоскопическую коррекцию — новорожденному из Северодвинска. Порок развития желудочно-кишечного тракта у малыша диагностировали при рождении — 18 января. В срочном порядке его перевезли в Архангельск бортом санавиации, а уже 19 января прооперировали.

Ранее мы подробно рассказывали о необычной операции, но для взрослых пациентов — с 2019 года хирурги Архангельской областной клинической больницы проводят операции, которые помогают пациентам с мерцательной аритмией, с помощью холода.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления