С этого месяца на Хабарке временно перестала работать станция скорой помощи — на период действия ледовой переправы к больным будет приезжать бригада медиков с соседнего острова Бревенник. Местное население крайне недовольно таким изменением. Люди опасаются, что теперь скорую придется ждать намного дольше, а в непогоду машина до них просто не доедет — в таком случае «оказывать помощь будет уже некому». Мы поговорили с жителями о проблемах медицины на острове. Оказалось, что закрытие отделения скорой на зимний сезон — это далеко не всё, что их тревожит.
Оптимизация кадров из-за ковида
Филиал поликлиники городской больницы № 7 на Хабарке находится по адресу Приморская, 16. Это обычный деревянный дом, на первом этаже живут люди, на втором расположены медпункт и отделение скорой.
Именно сюда пришли местные жители, чтобы рассказать о наболевшем журналистам. Хотя, как признаются островитяне, они бы хотели видеть здесь кроме СМИ представителей власти, но пока что разъяснительную работу с ними никто не проводил — не знают, чего ждать, потому тревога и нарастает.
— У нас целый завод уже развалили, многие жители без работы остались. Теперь еще и скорую закрывают? Звери, что ли, здесь живут? Нельзя так относиться к людям. Полторы тысячи человек брошены на произвол судьбы. Приехали бы чиновники сюда и послушали народ. Но приезжают, только когда им надо избирательные бюллетени подписать, — говорит житель Хабарки Андрей Богомазов.
О том, что пункт скорой помощи на острове могут закрыть, люди узнали случайно от местных медиков: на тот момент им никто не объяснил, что отделение перестанет работать лишь на время, и жители острова восприняли это с возмущением, стали буквально кричать об этом в Сети и просить помощи.
Журналисты 29.RU попытались разобраться, что происходит, но в Минздраве оперативно информацию не дали, и, только когда началась первая рабочая неделя нового года, ситуацию прокомментировали в областном Министерстве здравоохранения уже на сайте правительства.
— Появились слухи о том, что якобы навсегда закрывается пункт скорой медицинской помощи на острове Хабарка. Это абсолютная неправда — ничего не закрывается. В период новогодних праздников и на время действия ледовой переправы скорая медицинская помощь на острове Хабарка оказывается за счет бригады, которая базируется на острове Бревенник. Когда ледовой переправы не будет, бригада на Хабарке вновь будет работать в прежнем режиме и оказывать неотложную медицинскую помощь всем в ней нуждающимся, — сообщил и. о. министра здравоохранения региона Александр Герштанский.
В министерстве объяснили, что такое решение связано с оптимизацией кадров в период распространения коронавируса. Еще одна причина: небольшая нагрузка на работников скорой.
— На острове Хабарка с 1 по 10 января — за все 10 дней — было зарегистрировано всего 13 вызовов скорой медицинской помощи. На Бревеннике — около 70 вызовов. Нагрузка минимальная, и одна бригада полностью закрывает потребности в скорой помощи жителей Хабарки и Бревенника. Для сравнения: бригады, работающие в Архангельске или Северодвинске, в среднем обслуживают 20 вызовов за одну смену, — добавил глава Минздрава.
Согласно нормативным документам Минздрава России, одна бригада скорой медицинской помощи должна охватывать 10 тысяч человек в районах с высокой плотностью населения.
«Ничего более постоянного, чем временное, нет»
Мы донесли аргументы власти до народа, но они, как мы сами увидели, не успокоили островитян. Жители Хабарки боятся, что в экстренных случаях бригада скорой с Бревенника не успеет приехать к больным. Люди также не верят, что закрытие пункта будет временным.
— Ничего более постоянного, чем временное, нет, — утверждает жительница Хабарки. — Скорая помощь здесь необходима, очень много детей, пожилых людей. Мы и так зависим от всего, ведь живем на острове. От тех же приливов, когда затапливает дорогу. На пароходе ездим, на буксире, мерзнем по несколько часов. Еще тут нам хотят перекрыть кислород. У меня был инсульт, у мужа был инфаркт, наша скорая спасла нас. Его (мужа. — Прим. ред.) племянница живет на Бревеннике, она говорит, что там всего одна машина, которая по их вызовам-то не успевает приехать, а еще и мы тут свалимся. Ни в коем случае не будем соглашаться на это, будем отстаивать, чтобы у нас была наша скорая.
«Мы живые люди, у нас заболело здесь и сейчас, и спасать надо нас здесь и сейчас»
Островитяне переживают, что время ожидания скорой помощи увеличится в разы. «Свои» врачи приезжали к ним за 10 минут, а бригаде с Бревенника придется добираться по ледовой переправе и тратить время на поиск адресов.
— Насколько я знаю, пункт находится посередине Бревенника, а это же большая территория. Как минимум минут 30 нужно, чтобы до нас добраться. Да и там чужие люди, они острова вообще не знают. Пока они доедут, найдут конкретный адрес, с человеком всё что угодно сможет случиться. Такое чувство, что специально врачей убирают, чтобы мы здесь все умерли, — возмущается Андрей Богомазов.
Почему скорая с Бревенника может не добраться до Хабарки
Еще одно опасение местных — пурга и забереги. Если переправу заметет или в реке поднимется уровень воды, машина скорой помощи может не приехать на вызов. А экстренных ситуаций за последнее время на Хабарке произошло немало.
Житель острова Сергей рассказал, что недавно у него был инсульт и, если бы медики не приехали вовремя, он бы не выжил. А мать двухлетнего ребенка вспомнила, как этой зимой дежурный врач скорой оказал им неотложную помощь.
— Нас выписали из седьмой больницы с остаточным кашлем после двухсторонней пневмонии, и на следующее утро у моего сына было тяжелое дыхание и низкая сатурация, он отказывался пить. Нам пришлось срочно кислородную маску делать. Если бы врача скорой не было на месте, я не знаю, что бы мы делали. Врачи сами привозили сюда кислородные баллоны из больницы, огромная благодарность им за это, — рассказала Анна.
«Терапевт не успевает принять всех»
Действительно, скорая помощь — не единственное, что волнует жителей Хабарки. Сначала в медпункте закрылся дневной стационар, затем процедурный кабинет и отделение физиотерапии, а уже как полтора года здесь не работает педиатр.
Записаться на прием можно только к терапевту, но врач принимает островитян только два раза в неделю — по вторникам и четвергам. Иногда работает стоматолог. Однако для островитян этого недостаточно.
— Должны, наоборот, расширять медицинские услуги. Много пожилых людей, детей, которые нуждаются в помощи. Люди болеют ежедневно, есть лежачие больные, есть диабетики, им нужны уколы. Два раза в неделю прием у терапевта — этого мало. И даже с предварительной записью к нему бывают большие очереди. Терапевт просто физически не успевает проверять всех, — говорит Сергей Воронов.
Жителям Хабарки приходится добираться до соломбальской больницы. Зимой — пешком через переправу, весной — на буксире, летом — на пароходе. Особенно тяжело приходится родителям маленьких детей, каких здесь много.
— Мама с больным ребенком тащится зимой через речку два километра в Соломбалу — это же катастрофа. И никто внимания не обращает. А в 7-й больнице тоже не все узкие специалисты есть. Так ведь и записаться проблема. Лично я ни разу не могла сделать это. Звонишь, тебе говорят приходить за талоном или записываться онлайн, но не все же пожилые люди умеют пользоваться интернетом, — возмущается Надежда Березина.
«Очереди в "семерке" очень длинные. С ребенком с температурой добираться дотуда вообще не вариант, но приходится, потому что справка в садик нужна»
А мать троих маленьких детей Татьяна Беззубова еле сдерживала слезы, когда говорила о проблемах с медициной на острове.
— Мы обращаемся за медпомощью уже по факту, едем в седьмую больницу. Когда запишут, когда нет, когда надо подождать. У меня у ребенка признаки стеноза, и неоднократно наша скорая его спасала. А бригада с Бревенника просто не успеет, — считает Татьяна.
О временном закрытии отделения скорой: «Прекратите эксперименты»
О ситуации с временным закрытием пункта скорой помощи на Хабарке также высказался вице-спикер Архангельской городской думы Александр Гревцов. Он направил от своего имени обращение в региональный Минздрав с просьбой сохранить отделение.
— Закрытие пункта скорой медицинской помощи на Хабарке (пусть и на период действия ледовой переправы) лишает население права на экстренную медицинскую помощь, создает угрозу жизни и здоровью жителей Хабарки, — сказано в тексте обращения депутата. — Кроме того, в случае даже временного прекращения действия бригады скорой помощи на острове приведет к тому, что найти специалистов для работы в скорой помощи, когда будет закрыта ледовая переправа, станет невозможно. И чиновники в очередной раз будут сетовать, что у них нет людей, чтобы возобновить работу скорой помощи. От имени жителей Хабарки призываю вас прекратить эксперименты с оптимизацией здравоохранения и сохранить пункт скорой медицинской помощи на Хабарке, не допустить очередного этапа оптимизации первичного звена здравоохранения, которая за последние годы уже показала свою ущербность и непродуманность, привела, в частности, к неконтролируемому распространению новой коронавирусной инфекции, сделала именно скорую медицинскую помощь недоступной большинству жителей труднодоступных территорий Архангельской области.
В информационном запросе редакция озвучит сложности жителей Хабарки Минздраву региона.
Ранее мы писали о том, как в отдаленном селе Поморья жители с ковидом остались без лекарств. Этой осенью в Койнасе произошла вспышка заболеваемости коронавирусом, а в единственной аптеке временно перестали продавать лекарственные препараты.
В ноябре на лесозаводе № 29 в Архангельске временно перестал работать единственный аптечный пункт. Людям приходилось добираться до аптеки, которая находится в 30 километрах от поселка.