Сергей Моисеенко из Архангельска прошел непростой жизненный путь. Мужчина буквально достиг самого дна из-за алкогольной зависимости: долго жил на улице, попрошайничал, а всю милостыню тут же пропивал. Такой образ жизни сделал его инвалидом в 40 лет — северянину ампутировали обе ноги по самое бедро. Попав в загородный пансионат, он бросил все вредные привычки, ударился в спорт, а минувшей зимой даже поучаствовал в соревнованиях «Лыжня России». Сергей рассказал, что помогло ему кардинально изменить свою жизнь и получить второй шанс, прежде всё потеряв.
Тюрьма, улица, монастырь
Сергею Моисеенко 46 лет. Он постоялец частного пансионата для пожилых людей и инвалидов «Забота», что находится вдали от городской суеты, в деревне Исакогорке. Сюда мужчина попал, еще когда был совсем другим человеком.
— Если честно, бичевал. Пил, курил. Всю жизнь сидел, с малолетки. Конечно, жалею, столько лет всё зря, — говорит Сергей. Его откровенность с самых первых минут нашего разговора поражает.
Проблемы с законом у нашего собеседника начались, когда ему было еще 17 лет. Тогда он попался на мелкой краже и избежал уголовки. Но уже через год Сергей попал в тюрьму за грабеж и разбой. Он отсидел пять лет.
— Избили, деньги, золото сняли. Кому в 90-х годах хватало денег? По-моему, вообще никому. Мамке с папкой дают получку какими-то телевизорами, а есть-то что? — пожимает плечами архангелогородец.
После тюрьмы Сергей Моисеенко, как он сам признается, растрачивал годы впустую — бродяжничал, ночевал на улице. Два года мужчина прожил в Сийском монастыре: надеялся, что там наконец найдет себя и бросит пить.
— Думал, там завяжу, но и там меня дьявол нашел. Подсунул мне девчонку молодую, за ней там вся деревня бегала, а она за мной. Батюшка, говорю, что мне делать? Батюшка говорит: «Запретить любить я не могу, дело твое. Или выбирай ее и с ней уходи, или скажи ей, что всё, отойди от меня». Ну я выбрал ее и уехал с ней в Архангельск. А здесь — до первого поворота, и она убежала к другому, а я опять пить начал, — говорит Сергей.
«Дальше пил — опять гангрена»: про ампутацию
Снова оказавшись на улице, архангелогородец отморозил пальцы. В итоге всего лишь за год он пережил три ампутации. После каждой последующей операции Сергей возвращался к бутылке.
— Первая ампутация — в 2017-м, только пальцы отрезали. Они [медики] мне сказали: или отрезаем, или у тебя дальше пойдет. Выбора просто не оставалось. Ходил с палочкой. Ну и дальше пил, пошла гангрена, выше отрезали. Дальше пил — опять гангрена. И вот по колено даже отрезали.
«Местные алкаши принесли коляску где-то с помойки. Вся, конечно, разваливалась уже, но ездила»
Также Сергея Моисеенко обманули на 60 тысяч рублей — по своей доверчивости он позволил оформить на себя кредит, который до сих пор выплачивает с пенсии по инвалидности.
— Я, когда бичевал в Архангельске, дал паспорт на сохранение одному человеку. Он, когда увидел меня, инвалида, говорит: «Серега, давай я тебя увезу в Новодвинск, будешь там охранять стройку, в будке сидеть». Согласился. И человек этот взял и оформил на меня кредит, наобещал золотые горы: «Серега, всё будет нормально, ничего мы отдавать не будем». И вот две тысячи мне дал с этих 60, и всё. А я плачу четвертый год.
Как попал в пансионат и бросил пить
Начать новую жизнь Сергею Моисеенко помогли неравнодушные. В 2018 году его привезли в пансионат «Забота» сестры милосердия из Новодвинска.
— Они меня вытащили из всего этого болота сначала в больницу, потом в Архангельск, в опеку, а потом сюда привели. Таня с Новодвинска такая, вот спасибо ей. Она меня из окна увидела — на улице пьяный валялся. Я к магазину выйду, денег насшибаю, напьюсь — и обратно туда за гараж, а она за мной из окна наблюдала, — вспоминает наш собеседник.
Сергей не пьет вот уже пять лет — бросил сразу, как попал в «Заботу». Сотрудники пансионата следят за тем, чтобы пациенты не употребляли алкоголь, но, по словам Сергея, его сразу же отвернуло от выпивки. Также три года назад он отказался от сигарет, хотя был курильщиком с 30-летним стажем.
— Я уже прошел улицу, вспоминал, как я спал под дождем, под снегом. Квартира — дрова, вода, помои, как жить? А здесь всё есть. Думал: «Серега, ты же об этом и мечтал, сиди на попе ровно». Только вот это сдерживало поначалу. А потом втянулся. В самом деле какой-то тумблер щелкает.
«Лет даже 5 назад мне кто-нибудь бы сказал, что я не буду пить и курить, я бы его просто послал — как это так?»
В пансионате «Забота» Сергей, как и большинство постояльцев, живет на бюджетной основе. Он отдает за проживание и четырехразовое питание 75% из своего дохода — в его случае это пенсия по инвалидности. Остальную часть компенсирует государство. Здешними условиями инвалид более чем доволен.
— И сейчас я не понимаю людей [других постояльцев], которые вот на данный момент говорят между собой в курилке: «Ой, как всё плохо, надо свалить отсюда, нам выпить нельзя, этого я не ем». Я им говорю: «Скручивай матрас и иди, ворота открыты, никто не держит. Что ты жалуешься? Ты не голодный, ты сытый, тебя спать уложат, помоют, тебе что еще надо в жизни? Ты бы вот сейчас на улице жил, ты бы что ел?» — недоумевает Сергей.
Лыжник без ног
Каждый день Сергей Моисеенко усердно тренируется. Тренажерам предпочитает гири, за которые сразу же хватается по утрам, турник на улице и прогулки на большие расстояния — мужчина преодолевает на коляске от 10 до 40 километров.
— До Архангельска уже ездил, до Новодвинска. В Исакогорку [к ж/д станции] каждый день, когда дорога позволяет. Сейчас снег растает, снова поеду на дальние дистанции, — предвкушает мужчина.
В прошлом году Сергей Моисеенко также попробовал лыжный спорт — он начал тренироваться на специальных санях, которые предоставила пансионату спортивно-адаптивная школа.
А в феврале спортсмен стал участником «Лыжни России». Он соревновался наравне с другими участниками параолимпийского забега.
Поучаствовать в лыжном забеге Сергею предложила его инструктор по физической подготовке Ирина. Он согласился с неохотой — стеснялся толпы. А потом понял, что сможет вдохновить других, и уже ждет следующих соревнований.
— Ты даешь пример, на тебя люди смотрят, — улыбается архангелогородец.
О семье и вере
В живых из родственников у инвалида остались брат и сестра, которые давно уехали из Архангельска, но иногда его навещают и удивляются переменам.
— Если честно, в шоке. Как Серега до такого докатился, сколько мы раз тебе говорили бросай пить, всё без толку, а тут вот, — смеется Сергей.
Сейчас главная мечта Сергея Моисеенко — завести собственную семью. Пока он одинок, но надежды найти свою любовь не теряет, как и сил на то, чтобы дальше заниматься спортом и жить своей лучшей жизнью. В этом ему помогает вера в Бога.
— Вера, православие, батюшка приезжает, сестры, которые меня спасли. За счет этого и держусь, — признается северянин.
Также почитайте про 27-летнего уроженца Архангельска Сергея Кутового, который стал известным блогером. Десять лет назад он чуть не умер в ДТП и лишился ноги. Но трагедия не сломала парня — он добился популярности и обрел личное счастье. Сергей откровенно рассказал нам о своей борьбе с вредными привычками и поделился мыслями о предстоящем отцовстве.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.