Насилие в армии — нередкая тема для Сети городских порталов. Вспомним хотя бы историю о странной гибели на службе солдата-контрактника из Вельска. В мирное время одни ребята не возвращаются домой, а другие доходят до ужасного состояния, как случилось с Дмитрием Лапенковым из поселка Вогулка Свердловской области. Почти за месяц до дембеля с ним произошло нечто жуткое — когда мать увидела его уже в психбольнице, он вцепился в нее и заплакал.
Два месяца назад ему исполнился 21 год. Летом 2020-го он пошел отдавать долг Родине. Сначала Диму отправили служить в Хабаровск — в учебную часть, а после он попал в 74-ю отдельную гвардейскую мотострелковую бригаду в Юрге (Кемеровская область).
Дмитрию оставалось чуть больше месяца до дембеля. В течение года службы парень звонил домой в позитивном настроении, не жаловался, иногда просил родителей прислать немного денег. Семья очень ждала возвращения сына.
Всё изменилось 13 мая. В тот день Дима позвонил маме Ларисе утром и попросил крупную для их семьи сумму — 15 тысяч рублей. Зачем ему срочно понадобились деньги, не объяснил, только шепотом сказал, что ему страшно и «сержанты тут такое творят». Лариса отказала сыну в просьбе: у матери пятерых детей просто не было таких денег. Парень стал просить деньги у родственников. Спустя полтора часа солдат перезвонил матери и уже не мог связно говорить.
— Последнее, что он сказал: «Мама, мне дали какую-то таблетку, мне плохо, я не понимаю, что происходит, мне плохо». Я звонила в воинскую часть, говорили, что с ним всё нормально, за ним наблюдают. На следующий день я узнала, что его перевели в госпиталь Новосибирска, а потом — в психоневрологический диспансер № 3 Новосибирска. Я полетела к сыну, потому что никто не мог объяснить, что с Димой, — поделилась с корреспондентом E1.RU Лариса Лапенкова.
Мама парня прибыла в Новосибирск 17 мая. Вместе с председателем Комитета солдатских матерей (КСМ) Новосибирской области Ольгой Головиной они посетили клинику, где лежит Дима. Увидев маму, парень заплакал и вцепился в нее. Он говорил несвязно, но сумел вспомнить свое имя, возраст, семью. Когда у Димы спросили, что произошло в части, он молчал. Слезы катились по его лицу, но он так и не выдал причин того, что с ним произошло.
— Его запугали так, что он даже матери что-то боится рассказать. Я уверена, что мой сын в таком состоянии из-за того, что его избили и он получил травму головного мозга. Военные бьют так, чтобы не оставлять синяков. Раньше он мне рассказывал, что в части у солдат вымогают деньги, но его это не касалось. В тот день он не просто так просил срочно деньги. До этого избили парня за то, что он не дал сенсорный телефон, его пинали десять человек, — рассказывает Лариса.
«Врач сказала, что его доставили в неадекватном состоянии, он не понимал, где находится и что происходит. Из здорового парня за сутки сделали овощ»
Информацию о налаженной схеме вымогательств подтвердила и председатель КСМ. Ольге Головиной из достоверных источников стало известно, что Диму физически и морально истязали, а чтобы скрыть свои деяния, объявили неадекватным и отправили в психбольницу.
— Военнослужащих запугивают, угрожают, избивают чаще всего перед демобилизацией, вымогают деньги. Все делали вид, что не знали об издевательствах, это породило сплошную безнаказанность и разгул армейского беспредела, — заявила председатель КСМ.
По этому случаю общественница написала обращения в командование Центрального военного округа, военную прокуратуру и Министерство обороны. Прокуроры уже начали проверку и приходили в больницу поговорить с пострадавшим. По сообщению источника, проверки также проводятся в военной части города Юрга. Ольга уточнила, что в мотострелковую бригаду приехали порядка 20 человек из Москвы с проверкой. Из части уволили капитана, двух сержантов, двух лейтенантов. Сегодня в части проверяют документы.
— Вчера я пыталась поговорить с заведующей отделением в новосибирской больнице, она нахамила и бросила трубку. Другой врач поговорила со мной, рассказала, что вчера Дима поел, что к ним приходили из прокуратуры. Прогнозов о его состоянии врачи не дают, надеюсь, сегодня мне удастся пообщаться с главврачом, — говорит Лариса. — Я хочу транспортировать сына в больницу Екатеринбурга и наказать виновных.
В психиатрической больнице № 3 Новосибирска отказались сообщить о состоянии Дмитрия Лапенкова, сославшись на врачебную тайну. В ответе на запрос E1.RU о ситуации в воинской части и состоянии Дмитрия представители Центрального военного округа не стали комментировать информацию о вымогательстве и издевательствах над военными. В пресс-службе ЦВО сообщили, что молодой человек вел себя странно и его направили в психиатрическую клинику.
— 14 мая 2021 года в ходе выполнения плановых мероприятий распорядка дня у одного из военнослужащих воинской части ЦВО, дислоцированной в Кемеровской области, были выявлены признаки отклоняющегося поведения, вызывающие подозрение в нарушении психической деятельности, — пишут сотрудники ЦВО. — Военнослужащий был незамедлительно осмотрен медицинскими работниками и направлен в профильное муниципальное медицинское учреждение для проведения углубленного обследования. В настоящее время военнослужащий находится под наблюдением специалистов, получает необходимую медицинскую помощь, диагноз устанавливается.
Опытный психиатр Артак Галоян рассказал корреспонденту E1.RU, что симптомы, которые проявляются у Дмитрия, могут свидетельствовать о разных заболеваниях. При этом не только избиение могло стать причиной расстройства.
— Десятки заболеваний могут вызвать такие симптомы. Причиной расстройства могла послужить не только травма головного мозга, но и функциональные нарушения, которые связаны с реакцией на стресс, есть также расстройства, возникающие вне зависимости от внешних факторов. Диагноз должны установить в больнице, где проходит лечение пациент, потому что необходимо проводить комплекс обследований, — говорит психиатр Артак Галоян.
К сожалению, история Дмитрия — не единичный случай нарушения прав в Вооруженных силах. Зампредседателя Комитета солдатских матерей России Андрей Курочкин рассказал, что организация ежедневно получает сообщения об издевательствах над солдатами и вымогательствах. Он отметил, что дедовщина происходит в каждой части нашей страны.
— Следователи делят эти случаи на два вида с точки зрения закона. Первый — это криминал, когда у служащего есть побои и другие доказательства издевательств в части. Второе — если нет синяков, тогда доказать что-то будет практически невозможно. Военно-следственный отдел и прокуратура закрывают глаза на вымогательства, унижения, по их меркам дедовщиной считается только сильное избиение — и то, если солдат еще сможет доказать, — отметил Андрей Курочкин. — Наиболее распространенная ситуация, когда старший по званию приходит к взводу, придумывает причину и говорит, что нужно скинуться, а после собирает у них деньги. Теневой оборот денег в армии страшный. Особенно часто агрессорами выступают кавказцы.
«Бывают перегибы, когда деньги трясут с солдата и ставят его на счетчик. Если солдат эту сумму не приносит, она увеличивается, а потом начинают бить»
Также общественник заявил, что избитых солдат действительно нередко отправляют в психбольницы, чтобы скрыть преступление.
— Существует схема отправления избитого военного в психушку, его потом комиссуют по психиатрии, и никто ни за что не отвечает. Для нашей армии это распространенное явление. Так действуют, когда серьезно покалечат, переломают ребра, ноги, руки, голову. Делают вид, как будто парень сам виноват, скручивают его, заставляют подписать заявление на госпитализацию. Доказать что-то в этом случае очень трудно, — считает зампредседателя Комитета солдатских матерей России.
«На днях было сообщение, как ингуши поставили на счетчик парня, увеличивали сумму до 80 тысяч рублей, потом стали избивать»
Представитель комитета дал совет военнослужащим, которых притесняют. Если вас избивают — лучше бегите.
— Если в вашей части происходят нарушения, нужно обращаться к замполиту, в военную прокуратуру. Если на вашу проблему всем плевать (а так зачастую и бывает), можно бежать. Самовольное оставление воинской части возможно, если ваши права нарушают, но в течение 48 часов необходимо появиться в военной прокуратуре с явкой с повинной. Тогда уголовное дело на беглеца заведено не будет, — заключил Курочкин.
Мы продолжаем следить за ситуацией.
Ранее мы рассказывали истории призывников из Архангельской области, которые отправились на службу без альтернатив или служили по контракту. Например, солдат-контрактник из Вельского района Евгений Ланге покончил с жизнью в Санкт-Петербурге в 2016 году. Его мать Ирина до сих пор не может добиться наказания виновных — суд постановил, что таких в воинской части нет, а причиной самоубийства стали «собственные суицидальные действия». Мы попытались разобраться в этой истории.
Еще один уроженец Вельска Илья Ботыгин рассказал про избиения и издевательства во время службы в армии в Нижнем Новгороде. Он закончил службу на три месяца раньше. Об этой истории мы написали в январе 2020 года. После публикаций в СМИ Илью проверяли на детекторе лжи.