В ночь на 14 ноября в Маймаксе горел деревянный дом: в пожаре погибли трое — мужчины 89 и 45 лет и 79-летняя женщина. Огонь сильно повредил здание, оно осталось практически без крыши. Но, как оказалось, там продолжают жить. В холоде и с ограниченными бытовыми условиями. Людям просто некуда идти: маневренное жилье, которое предлагает администрация, тоже требует ремонта, но денег на это нет. 29.RU пообщались с одной из семей, которая оказалась в заложниках у этой ситуации.
«У соседки мама лезла по трубе»
Жильцам события той воскресной ночи вспоминать по-прежнему тяжело. 22-летняя Ирина Серкова, которая согласилась рассказать и показать нам, что стало с их домом после пожара, помнит, что проснулась тогда от странного звука — спросонья подумала, что по чердаку бегают кошки.
— В глазок сначала посмотрела, света уже в подъезде не было. Открыла двери — по чердаку было видно, что полыхает. Потом открыла окно на кухню. У соседки мама уже по трубе лезла со второго этажа. Я вообще не понимала, что происходит, была в состоянии шока, — рассказала Ирина.
Девушка вместе с родителями живет в третьем подъезде, а пожар развивался во втором — расположенном прямо по центру дома. Теперь кажется, что огонь разделил двухэтажную «деревяшку» надвое: он «пожрал» входную дверь в подъезд, козырек крыльца, стену, рамы окон — теперь всё там черным-черно.
Справа, рядом с входом в подъезд — окно. С улицы видно, что рама только чуть закоптилась сверху, стекла нет и на не защищенном им подоконнике лежат цветы. Это в память о погибших — именно здесь они жили.
Как рассказывают жители дома, это была семья. Их похоронили 18 ноября: соседи ездили на прощание. Но рассказывают о погибших немногое. С ними жили две кошки и собака, которые тоже погибли в огне. 79-летняя женщина подкармливала также и бездомных животных.
— Они сгорели в 2 ночи с копейками. Я в 5 утра пришел сюда. Трупы лежали до 7: пожар потушили, а они лежали здесь еще час. Потом только увезли, — вспоминает о трагической ночи дядя Ирины Серковой Анатолий.
Он здесь не живет, но старается помочь семье своей сестры.
В доме — холод и нет электричества
В ночь пожара из дома самостоятельно эвакуировались восемь человек. Кто-то лишился документов и вещей, у других материальных потерь меньше, но остался шок от произошедшего. Как рассказала нам Ирина, потихоньку соседи разъезжаются отсюда: одни сняли жилье, другие уехали к родственникам.
Быстро решать вопрос с жильем пришлось людям из первого подъезда — в их стороне крыши не осталось. Жить в квартирах было бы невозможно.
Третий подъезд, где живет Ирина с родителями, пожар затронул меньше всего: огонь подпалил чердак, в крыше образовались дыры. Но сказать, что жить здесь легко можно и дальше, язык не поворачивается. Семья Серковых надеется на хороший вариант из маневренного фонда — то, что им уже предложили, требует больших вложений в ремонт.
Жильцы рассказывают, что их дом был построен в 1964 году, а в 2021-м его признали аварийным. В общем-то тут и до пожара было непросто: печное отопление, туалет прямого падения. Теперь же в доме нет электричества — после пожара его отключили. Печка со своей работой тоже не справляется: из-за повреждений протопить квартиры не получается. В помещениях холодно — около 16 градусов, говорят местные.
«Пока не дадут нормальное жилье, не поеду»
В условиях, которые есть сейчас, после пожара, семье Ирины находиться трудно: ее отец не ходит, ему нужны уход и забота. Но и переезжать в квартиры из маневренного фонда северяне считают бессмысленным. Во все «варианты» необходимо вкладываться, чтобы жить там было комфортно, — на это средств нет.
Семье уже предложили маневренное жилье в поселке 25-го лесозавода. Судя по описанию на сайте городской администрации, это неблагоустроенная 70-метровая квартира в деревянном доме 1935 года постройки. Предлагаются также похожие по условиям помещения в Талагах и на Сульфате.
— Предлагают квартиру соседке с угла. Там бывший бомжатник. Как думаешь, сколько ремонт будет стоить? Моя сестра сказала: пока не дадут нормальное маневренное жилье, не поеду, — комментирует дядя Ирины Анатолий. — А куда деваться? Мне родственников некуда расселить. Я сам живу в одной комнате в общежитии. То, какое предлагают жилье, я в шоке. После пожара квартиру взять? Сколько денег надо всандалить? А куда пенсионеру-инвалиду на съемную квартиру? У него пенсия 15 тысяч. Отдать 7–8 тысяч за квартиру, а на что есть? Пусть администрация решает. Пока не даст нормальную квартиру, они будут здесь жить, пускай и без света.
Принимать абы какую квартиру семья не хочет еще и из-за того, что до переселения в новое жилье могут пройти годы. Есть и пример: женщине и соседней квартиры предоставили маневренное жилье около 20 лет назад и в прошлом году ее наконец переселили на Ленинградский.
Сбор средств на съём жилья Серковы объявлять не стали — Анатолий говорит, это бессмысленно и никто не откликнется.
Напомним, что Следственный комитет возбудил уголовное дело о причинении смерти по неосторожности по части 3 статьи 109 УК РФ. Одна из рассматриваемых версий причины пожара — неисправность электропроводки. Но жители считают иначе.
— Приезжали следователи. Только понт-то какой? Ничего не найдут. После пожара ничего не найти. Народ ходит, смотрит, как на музейный экспонат. Я считаю, был поджог. Как могут выгореть все квартиры и лестничная площадка? Только поджог, — предполагает Анатолий. — Люди задохнулись от дыма. Чтобы так от электричества сгореть — это нереально.
Мы продолжим следить за развитием этой ситуации, а также отправим запрос в администрацию города, чтобы узнать, какие еще есть варианты решить проблему северян, в чей и без того не очень комфортный быт вмешался пожар.
Напомним, что в апреле крупный пожар произошел в доме на улице Гагарина. Жильцов в четыре утра 21 апреля разбудил сосед, который гулял с собакой. Когда прибыли пожарные, люди уже стояли на улице, взяв с собой вещи и домашних животных: всего 96 человек. Пожару присвоили повышенный номер сложности. Выгорела кровля на 225 квадратных метрах.
В первые дни после пожара наши корреспонденты побывали в многоэтажке на Гагарина. Жильцы рассказали, что и до ЧП в доме было много проблем — управляющая компания собирала деньги с людей, но мало что делала. Среди жильцов — много нуждающихся людей, которым справиться с последствиями пожара тяжелее всего.