В Вологодской области прошло заседание при Совете Федерации, на котором обсуждались перспективы развития лесопромышленной отрасли России. Там выступил и генеральный директор УЛК Владимир Буторин. Он рассказал, что из-за введенных санкций пришлось пойти на сокращения сотрудников, а выручка в следующем году может снизиться в 2,5–3 раза. Буторин рассказал и о решениях, которые помогут преодолеть кризис.
Лесопромышленная отрасль РФ сегодня находится в критической ситуации. И если в самое ближайшее время ничего не предпринять, то десятки тысяч людей окажутся на улице. Приведу конкретный пример по ГК УЛК.
Как развивалось УЛК
Я работаю в лесной отрасли уже 32 года. Все эти годы я не приобретал недвижимость за границей, не выводил деньги в офшоры, вкладывал средства в развитие России. За это время с нуля созданы 5 леспромхозов с общим объемом производства 5 миллионов кубометров в год, построено 4 лесопильных завода с нуля на новых площадках общей мощностью производства пиломатериалов 1,3 миллиона кубометров в год. Построено 3 новых пеллетных завода мощностью 300 тысяч кубометров гранул. Численность работающих на предприятия ГК УЛК достигла 5,4 тысячи человек. Выручка за 2021 год составила 36 миллиардов рублей.
В 2020 году ГК УЛК приступила к строительству двух заводов в Архангельской области в Арктической зоне, ввод в эксплуатацию которых был запланирован на 2023–2024 год. Один завод по производству пиломатериалов на 1 миллион кубометров в год и второй завод по производству пеллет на 900 тысяч тонн гранул в год. Численность работающих должна была увеличиться до 7 тысяч человек.
С 2025 года ежегодный объём заготовки ГК УЛК планировался 6 миллионов кубометров, производство пиломатериалов 2,3 миллиона кубометров, производство гранул 900 тысяч тонн в год. И выручка должна была вырасти до 80 миллиардов в год.
В какую ситуацию попала отрасль
Мы работали, развивались. Ежегодно вкладывали в социальную сферу глубинки 1 миллиард рублей. Строили школы, детские сады, спортивные площадки, дороги и многое, многое другое. К сожалению, с 10 июля 2022 года после введенных антироссийских санкций ГК УЛК уже на сегодня пришлось сократить 1500 человек. Мы вынуждены были полностью остановить завод в Пестово и сократить там 350 человек, потому что на завод в Пестово полностью отсутствовала логистика, нам не подавали подвижной состав.
По нашим планам на 2023 год — они уже составлены, объем лесозаготовки на предприятии не превысит 2,5 миллионов кубометров. Производство пиломатериалов мы снижаем на 600 тысяч кубометров в год. 3 пеллетных завода будут остановлены полностью, потому что нет сбыта на пеллеты. Выручка сократится примерно в 2,5–3 раза. Вот такая ситуация по ГК УЛК на 2023 год.
Строительство лесоперерабатывающего комплекса в Арктике нам тоже пришлось остановить из-за беспрецедентных антироссийских санкций. Так как все европейские поставщики отказались нам поставлять оборудование и отказались возвращать произведенные авансы. Мы фактически на сегодня потеряли на этой стройке 10 миллиардов рублей.
Я уверен, большинство лесопромышленных предприятий России находятся в еще более худших условиях, возможно, за исключением ЦБК.
Причины снижения объемов производства
Причины снижения объемов производства. Первое — снижение цены на пиломатериалы в 2 раза на мировых рынках. Отсутствие сбыта на внутренний рынок. У нас на сегодня создан департамент по продаже пиломатериалов на внутренний рынок. Цены на пиломатериалы — 11 тысяч рублей с НДС. И мы можем продавать от общего объема производства только 5%. Низкий курс доллара. Увеличение расходов на логистику в 2 раза. Например, по ГК УЛК на сегодня нам выделяют только 50% вагонов от заявленной потребности. Я считаю, это неплохой показатель, на других предприятиях не превышает 20–30%. Отсутствие рынка сбыта на пеллеты. Буквально 2 дня назад в Турции прекратилась поставка. Все мы как-то пытались пеллеты поставлять в Турцию, там фасовать в мешочки и дальше продавать в Европу. Но Европа ужесточила контроль за Турцией, и все турки прекратили покупку. Это был единственный источник сбыта. Отсутствие новой лесозаготовительной техники. Это тоже очень серьезная причина. Так как технику производили только 3 европейские страны. Отсутствие запчастей для импортной техники и оборудования.
Какое решение есть?
Все эти причины серьезно повлияли на снижение производства у всех лесопромышленников. Я считаю, необходимо срочно решить вопрос о выделении субсидий из федерального бюджета в размере 100% фактически понесенных транспортных затрат при экспорте пиломатериалов, пеллет и другой продукции без установления ограничивающих лимитов на одном предприятии и обязательно на ежеквартальной основе.
Ну и для того, чтобы решить вопрос с логистикой, особенно предприятиям Северо-Запада России, нужно работать через порты Санкт-Петербурга. Это на сегодня единственное решение, так как железная дорогая на Восток перегружена и дальше ситуация будет только ухудшаться. Если государство будет субсидировать 100% транспортных расходов, то все лесопромышленники смогут работать, и другие поддержки, я считаю, нам будут не нужны, так как мы сможем торговать по всему миру и конкурировать с западными производителями.
Например, сегодня фрахт на наши пиломатериалы от 100 долларов и выше, а европейские страны могут в Китай привезти за 20–30 долларов. А в Египет, Индию это вообще 150–200 долларов. И когда цена там 250 долларов всего, и 70–80% уходит на логистику, нам ничего не остается. В этой ситуации порты в Петербурге получат работы, государство вернет выделенные субсидии в виде налогов. Я считаю, 15 июня 2022 года было принято хорошее постановление правительства за номером 1064, которое допускает рубку в перестойных насаждениях без сроков примыкания. Я предлагаю это постановление продлить до 31 декабря 2024 года.
Уважаемые руководители страны! Все лесопромышленники с марта написали сотни писем в различные инстанции с просьбой о помощи. У меня на столе лежит огромная папка, куда мы только не обращались. К сожалению, реальных решений на сегодня нет. Если помощи государства не будет в ближайшее время. Большинство лесопромышленных предприятий вынуждены будет закрыться, а тысячи человек в глубинке потеряют работу, и другую работу им найти будет невозможно. Давайте что-то сделаем для лесопромышленного комплекса, иначе потом будет поздно.