Политика Мусорная реформа в регионе Отходные пути. Реформа в действии — что сейчас происходит с мусором в районах Архангельской области

Отходные пути. Реформа в действии — что сейчас происходит с мусором в районах Архангельской области

Почему у регоператора возникли проблемы с «заходом» на отдаленные территории и как он их решает

Это снимок сделан пару дней назад в селе Лешуконском. Там регоператор до сих пор не заключил договор на вывоз мусора с местной компанией

С 1 января по всей Архангельской области обращением с твердыми коммунальными отходами по утвержденной территориальной схеме занимается региональный оператор — ООО «ЭкоИнтегратор». Если раньше перевозчики на местах сами заключали договоры с организациями и населением, то теперь это делается через посредника между ними и регоператором — фирмой «Экопрофи» (ее называют транспортным оператором). Однако с начала года далеко не все компании согласились на сделку с ней. Чем невыгодны оказались новые условия для перевозчиков и как это отразилось на обывателях в ряде районов области? Мы поговорили об этом с простыми жителями, предпринимателями, чиновниками, а также попросили прокомментировать ситуацию представителя регоператора.

Архангельск: вместо 14 компаний — четыре

Еще до официального старта работы регоператора в Поморье ряд перевозчиков ТКО объединились в ассоциацию и в открытом письме, которое распространили по СМИ и в соцсетях, обратились к губернатору области Игорю Орлову. Они просили отсрочить начало мусорной реформы хотя бы до июля, поскольку считали, что «ЭкоИнтегратор» просто не готов. Губернатор решительно заявил, что откладывать некуда, и никакой отсрочки не будет. И с 1 января регоператор все-таки приступил к работе, хотя далеко не во всех районах области у него были договоры с местными фирмами-перевозчиками.

Это привело к тому, что в некоторых районах контейнеры просто некому стало опустошать (или это делали неофициально). Экоактивисты и местные жители писали в соцсетях о наступившем мусорном коллапсе, а администрации на местах вводили режим повышенной готовности. То есть предвидели реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации из-за невывоза мусора.

О том, как проблемно стартовала реформа в Архангельске, где один из перевозчиков, не заключивший договор с регоператором, убрал свои контейнеры с площадок во дворах города, и местной администрации пришлось срочно устанавливать другие, мы уже писали. В итоге сейчас в столице области вместо 14 транспортных компаний, которые вывозили мусор, остались два крупных перевозчика (МУП «САХ» и «Авто-Спец-Транс») и еще две небольшие фирмы. Об этом рассказывал вчера, 22 января, депутатам областного собрания директор «ЭкоИнтегратора» Анатолий Назаров.

На рынке перевозчиков мусора в Архангельске остались только две крупные компании. Одна из них — МУП «САХ»

— Была задача поставлена сохранить все транспортные компании, которые существуют в области. Но если, например, взять архангельскую агломерацию, то здесь присутствовало 14 транспортных компаний, от крупных до мелких, у которых было буквально одна-две машины, и они обслуживали пару домов. Сегодня осталось по Архангельску две крупных, которые разделили рынок города в соотношении практически 60 на 40 [процентов], — сказал он.

И хотя в целом в столице Поморья эти компании справляются, их руководители также отмечали, что у них есть вопросы к договорам, а также по-прежнему не хватает контейнеров.

Лешуконское: договора нет, мусором занимается администрация


Но наибольшие проблемы возникли как раз-таки в тех районах, в которых были компании, подписавшие то самое открытое письмо: это Котласский, Пинежский, Холмогорский, Плесецкий, Красноборский и Виноградовский. Именно там перевозчики решительно «заупрямились» заключать договоры с «ЭкоИнтегратором». Непросто развивалась ситуация и в отдаленных от столицы Поморья районах. Например, в Лешуконском. Депутат МО «Лешуконское» Денис Федоров рассказал, что в районном центре вывоз бытовых отходов компания «Сапфир» официально закончила еще в середине декабря, и к Новому году баки, которые стоят в селе, были практически полные.

— Однако какой-либо реакции от местной муниципальной власти не последовало. Тянули до 21 января, надеясь на то, что договор на вывозку ТБО между «Экопрофи» и «Сапфиром» всё-таки будет заключен. В итоге отходами завалены уже не только контейнерные площадки, но и близлежащие территории в радиусе от 50 до 100 метров, — сказал Денис Федоров.

Он прислал фотографии, сделанные в центре Лешуконского два-три дня назад. К сегодняшнему дню, по его словам, ситуация не улучшилась, «только мусор по улице еще больше растащили».

Вывозить накопленный с Нового года мусор в Лешуконском начали только вчера. Это обязательство, чтобы не допустить мусорного коллапса, взяла на себя районная администрация

Однако к 21 января, когда договориться регоператор и местная фирма так и не смогли, по словам Федорова, комиссия по предупреждению и ликвидаций чрезвычайных ситуаций при администрации района ввела режим повышенной готовности, и связи с этим именно муниципальная власть, а не регоператор принимает на себя все обязательства по вывозу мусора в районе.

— С 22 января началась вывозка мусора, на вывоз которого понадобится, по скромным подсчетам директора «Сапфира», не менее 10 дней. Но это они лукавят, так как большое количество мусора жители хранят у себя в уличных кладовых. И где вывезут контейнеры, жители их тут же наполнят, — считает Денис Федоров.

Его слова о том, что администрация сейчас занимается вопросами вывоза отходов, подтвердил утром 23 января 29.RU заместитель главы района Леонид Радюшин.

— На сегодня договор между регоператором и местным перевозчиком у нас не заключен. Претензионные работы там они друг с другом ведут, насколько я знаю, перевозчика не устраивают какие-то условия договора, если не вдаваться в коммерческую тайну. Мы пока заключили договор сами с ООО «Сапфир». В 131-м федеральном законе есть пункты, где сказано, что наша обязанность как органа местного самоуправления — сбор и транспортировка твердых коммунальных отходов. Это никто не отменял, — сказал он.

Иными словами, пока регоператор не заключил с местным перевозчиком договор, оплачивать услуги «Сапфира» вынуждена администрация района из своего бюджета, чтобы не допустить мусорного коллапса.

— Опять же, по санитарно-эпидемиологическим нормам, которые мы должны соблюдать, вывозка мусора должна в холодное время года производиться раз в три дня. Что касается фотографий переполненных контейнеров, то надо понимать, что на этой неделе только в Лешуконском мы начали вывозить. У нас 98 площадок в райцентре. И быстро мы все, что накопилось с 1 января, не разгребем. Сейчас буквально за недельку мы напряг снимем, а дальше… Ну ориентировочно месяц мы в таком режиме продержимся, — добавил Леонид Радюшин.

Онега: острая нехватка контейнеров


Жительница Онеги Елена Кедрина рассказала, что в Онежском районе еще в прошлом году было три компании, которые занимались вывозом мусора. Одна из них по не зависящим от реформы причинам обанкротилась осенью. Из двух других одна, по всей видимости, не согласилась на те условия, которые предлагал оператор.

— Видимо, условия предложили кабальные, — предположила Елена. — Согласилась на них индивидуальный предприниматель Светлана Задворная. Сейчас она только и спасает положение. Но подробностей я не знаю, так как сужу об этом со стороны.

Елена живет в частном доме, и контейнеров там нет: за мусором до Нового года приезжала машина, также все устроено и сейчас. Это называется бестарный способ вывоза.

— Специальной техники у нее [Светланы Задворной], по всей видимости, нет. К нам приезжает грузовичок по расписанию, которое постоянно меняется: вчера одно, а завтра — уже другое время. По поводу установки контейнеров в городе — разговоры постоянно идут, подготовлены площадки под них, хотя к ним есть вопросы, поскольку одна из них сделана в полутора метрах от колодца с питьевой водой, а другая — на берегу реки. В итоге у колонки площадку все-таки не поставили. В администрации говорили, что контейнеры к 1 января будут, но их до сих пор нет. Вроде как они где-то идут, по слухам. В части города установили старые дырявые контейнеры, — отметила Елена Кедрина.

Вывозить мусор в Онеге согласилась индивидуальный предприниматель Светлана Задворная. Пока схема транспортировки отходов в городе не отлажена, не хватает контейнеров

Светлана Здворная в разговоре с корреспондентом 29.RU подтвердила, что в Онеге — острая нехватка контейнеров, так как предыдущий перевозчик, отказавшийся работать с регоператором по новым условиям, осуществлял в основном именно бестарный вывоз отходов. Сейчас, по ее словам, ситуация налаживается, а администрация обещает установить контейнеры к июню.

— На сегодня графики вывоза установлены. Ещё есть единичные случаи, кое-где корректировки происходят. Вывоз осуществляется регулярно. В целом ситуация под контролем. Но при бестарном методе вывоза ТКО, высока вероятность отклонения от графика, что приводит к недовольству жителей. Слишком высок риск человеческого фактора: ошибся водитель, диспетчер, также транспорт может подвести и многое, многое другое. Мы очень ждём, когда появятся мусорные контейнеры, — подчеркнула предприниматель.

Устьяны: УК — «уговорили»


Остро стоит вопрос вывоза и в столице Устьянского района — поселке Октябрьский. В сообществе экоактивистов «Поморье — не помойка!» 22 января опубликовали информацию о том, что район близок к введению ЧП из-за невывоза мусора.

— По 17 января вывоз мусора в районе осуществляла местная УК «Монолит» — за свой счёт. После этой даты она приостановила вывоз — поскольку стало понятно, что трудности из «временных» переходят в разряд «постоянных». Регоператор за предпраздничные и послепраздничные дни так и не смог договориться с местными перевозчиками ТКО. Камнем преткновения стала финансовая составляющая — «ЭкоИнтегратор» предлагает слишком низкую плату за вывоз, не покрывающую затраты перевозчиков, — было сказано в посте сообщества в соцсети.

Фото из поселка Октябрьского. Договор с местной компанией «Монолит» обсуждается, но все еще не подписан

Сегодня, 23 января, заместитель главы района Александр Тарутин подтвердил, что с 1 января регоператор не приступил в Устьянах к своим обязанностям.

— Он к нам не приехал, объясняя тем, что ему надо все вопросы решить в городах. Мы управляющую компанию свою «Монолит», которая обслуживает около 50% населения (в основном это поселок Октябрьский) уговорили в новогодние праздники не останавливаться по вывозке мусора до 15 января. Но и другие управляющие компании до сих пор возят. Мы просто хотим потом все издержки с регоператора взыскать, может быть, в судебном порядке или еще как-то, — пояснил он.

Также он рассказал, что как представители администрации, так и «Монолита» ездили в Архангельск на переговоры с руководством регоператора, но к заключению договора так и не пришли.

— Мы в отношения двух хозяйствующих субъектов вмешиваться не можем, но, я так понимаю, они по тарифу не могут договориться. Обложили бумагами регоператора, чтобы они искали другие компании. Мы-то ведь не хотим, чтоб наш поселок зарастал мусором, — сказал чиновник.

«В убыток себе работать никто не хочет»


Камень преткновения в переговорах с теми перевозчиками на местах, которые не согласились заключать с «Экопрофи» договоры с Нового года — в деньгах. Об этом говорят как чиновники, так и сами перевозчики.

— «Экопрофи» предлагает перевозчикам в районах оплачивать определенный процент собираемости с территории. То есть они собирают сумму с энной территории, и от этой суммы некий процент платят перевозчику. Как перевозчик должен узнать, сколько они собрали? Мне непонятно, как «Монолит» ее будет отслеживать, эту собираемость? Ее не отследить, это информация в принципе закрытая — сколько они собрали. Все предлагают возить с куба, чтобы была прозрачность отношений. На это оператор не идет, и, соответственно, наша управляющая компания с этим не согласна, — сказал Александр Тарутин из администрации Устьянского района.

Он также добавил, что пока вывозить мусор удается за счет патриотизма бизнесменов:

— Вы понимаете, что для УК «Монолит» вывоз мусора — это, грубо говоря, от всей их деятельности процентов, может быть, 10. Они, конечно, патриоты нашего поселка, но в убыток себе работать никто не хочет. Они и так на сегодня почти месяц проработали непонятно как, с возвратом денег или нет за уже вывезенные в этот период отходы.

Это снимок сделан в Котласе 5 января. Сегодня там заключен договор на вывоз ТКО с компанией «Экосинтез», которая также занимается этим бизнесом в Новодвинске. Котласские перевозчики на условия регоператора не согласились

На примере согласился рассказать о разногласиях по оплате услуг перевозчика директор котласской компании «Геракл» Павел Свистак. Именно его фирма в октябре 2019-го составляла номинальную конкуренцию «ЭкоИнтегратору» в конкурсе по выбору регионального оператора. И она же потом не согласилась на те условия, что были предложены посредником — фирмой «Экопрофи».

— Нам предложили оплачивать 39% от всей той суммы, что соберет за вывоз отходов на территории регоператор. Это значит, что если они собрали, допустим, 100 тысяч рублей в городе Котласе, то нам заплатят только 39% от этой суммы. От объемов мусора оплата, получается, никак не зависит. Я могу хоть весь город обслуживать, но сумма не изменится. Этого хватит мне на зарплату, а на что я топливо куплю? Плюс там были большие штрафные санкции. От этих условий, естественно, мы отказались, — рассказал директор «Геракла».

Директор ООО «ЭкоИнтегратор» Анатолий Назаров и директор «Геракла» Павел Свистак возле здания правительства области в Архангельске в октябре 2019-го года после заседания комиссии по выбору регоператора

По его словам, с начала января, так как местные перевозчики отказались, вывозом мусора в Котласе занимается ООО «Экосинтез». Эта же компания, например, вывозит ТКО в Новодвинске. А котласские перевозчики сдали ей в аренду свои машины.

— Нас очень крепко попросила об этом администрация, из-за любви к городу мы это сделали, — сказал Павел Свистак.

Получить официальную информацию «для печати» о тех финансовых условиях, которые в действительности предлагает «Экопрофи» перевозчикам на местах, не удалось — представитель регоператора сослался на тайну коммерческих отношений между компаниями.

«Задача: решить вопросы до конца января»

Проблемы с заходом в районы у регоператора возникли не только в тех районах, которые перечислены выше. Вчера, 22 января, директор «ЭкоИнтегратор» Анатолий Назаров отчитывался о ходе реформы перед депутатами областного собрания и признал, что «договорная кампания» не проходит гладко и даже просил депутатов помочь в переговорах.

Он также добавил, что проблемы по заключению договоров с перевозчиками в районах связаны с тем, что очень высокой оказалась себестоимость транспортировки отходов, что для руководства стало удивительным.

— Это, например, Устьянский район, Красноборский, Вилегодский, Лешуконский. Ну практически все наши отдаленные районы, где используется в основном бестарный способ, — отметил директор регоператора. — Сейчас мне поставлена задача до конца января решить все эти вопросы [в проблемных районах] и заключить договоры с действующими местными перевозчиками, а если не удастся, то мы эту услугу будем оказывать собственными силами.

На заседании в региональном парламенте вчера обсуждали, с какими проблемами столкнулся регоператор в районах области. Руководитель «ЭкоИнтегратора» Анатолий Назаров просил депутатов помочь договориться с перевозчиками ТКО в муниципалитетах

Сегодня редакция 29.RU обратились в пресс-службу «ЭкоИнтегратора», чтобы уточнить актуальную информацию о ситуации в районах, поскольку переговоры продолжаются. Вот что смог нам сообщить руководитель пресс-службы компании Денис Загайнов:

  • Устьянский район — подписывается в ближайшие два дня договор с местной компанией;

  • Лешуконский район — на стадии завершения переговоры с компанией «Сапфир»;

  • Котласский район — работает «Экосинтез», договор подписан;

  • Коряжма — вчера согласовали, но пока не подписали договор с МУП «Полигон»;

  • Пинежский район — договор с партнером «АльянсТеплоЭнерго» обсуждается и пока не подписан;

  • Вилегодский район — переговоры ведутся и подходят к завершению с компанией «Ильинск ЖКХ»;

  • Ленский район — договор подписан с компанией «Арсенал»;

  • Холмогорский район — договор подписан с ЖКХ «Холмогоры»;

  • Онежский район — договор подписан с индивидуальным предпринимателем Светланой Задворной.

— Это были основные такие «больные» точки. Сейчас все идет в рабочем режиме, то есть работа активно ведется. Где-то они [перевозчики] идут на уступки, где-то мы, но мусор вывозят, — добавил Денис Загайнов.

Архангельская межрайонная природоохранная прокуратура внесла представление министру природных ресурсов и ЛПК региона Александру Ерулику, а также директору регионального оператора в сфере обращения с ТКО компании «ЭкоИнтегратор» Анатолию Назарову из-за того, что в ряде районов области не налажена работа по вывозу мусора. Ранее губернатор региона Игорь Орлов говорил, что в тех районах, где мусор не вывозят, население не должно платить за эту услугу. На прошлой неделе на пресс-конференции глава области в целом оценил старт мусорной реформы в Поморье положительно, но пригрозил регоператору штрафами.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Архангелогородка не ест мясо: чем она питается
Анонимное мнение
Мнение
Вы это замечали? Набережная Архангельска, где есть целый граффити-вернисаж
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Хотите помочь и этим убиваете: научный сотрудник рассказала, можно ли кормить птиц в Архангельске
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления