»ван ќганджан€н следил изнутри за тем, как «растет» это уникальное, но спорное здание высотой 462 метра
»ван ќганджан€н следил изнутри за тем, как «растет» это уникальное, но спорное здание высотой 462 метра

‘отографии, которые »ван ќганджан€н сделал на работе, больше напоминают снимки из иллюминатора самолета: облака, крошечные дома и сетки из автодорог. Ќаш земл€к один и тех, кто строил самое высокое здание в ≈вропе — «Ћахта ÷ентр». ќн рассказал нам, как это, трудитьс€ на высоте птичьего полета в 86-этажном небоскребе.

“ак выгл€дит самый северный небоскреб 
“ак выгл€дит самый северный небоскреб 

Ѕез приглашени€ не попадЄшь

¬ ѕетербурге строительство «Ћахта ÷ентра» началось еще в 2012 году, и сегодн€ это не только сама€ высока€ башн€ в ≈вропе, но и самый северный небоскреб в мире. ƒл€ одних — это нова€ достопримечательность. ƒл€ других — спорный архитектурный объект, потому что «Ћахта ÷ентр» видно на многих исторических панорамах ѕетербурга. ќбщественность и политики уже выступали против, поскольку переживали, что ѕитер может выпасть из списка ¬семирного наследи€ ёЌ≈— ќ, «благодар€» новой башне.

»ван ќганджан€н видел изнутри, как «растет» это уникальное здание высотой 462 метра.

»нженер-геодезист вырос в  атунино, теперь тоже живет в ѕриморском районе, но уже ѕетербурга
»нженер-геодезист вырос в  атунино, теперь тоже живет в ѕриморском районе, но уже ѕетербурга

— ¬ прошлом году € переехал в —анкт-ѕетербург, и четкого плана, что тут делать, поначалу не было — ехал в неизвестность. ћинимум вещей. ћинимум денег. ќставалс€ у друзей музыкантов, жил в коммуналках на ¬аське. » вот нагуглил как-то, что строитс€ «Ћахта ÷ентр». ѕо профессии € инженер-геодезист, и давно хотел поучаствовать в высотном строительстве.  огда увидел этот колосс, вопрос, где работать, отпал сам собой. ¬озник другой: « ак туда попасть?»

ѕолучилось не сразу. „то только »ван ни пробовал: ломилс€ в проходную — не пустили, обращалс€ в отдел кадров стро€щей компании, но у них строгий пор€док собеседований, без приглашени€ не попадЄшь. ѕыталс€ попасть на собеседовани€ к другим подр€дным организаци€м, бесполезно.

”строитьс€ на стройку в «Ћахта ÷ентр» оказалось не так уж и просто
”строитьс€ на стройку в «Ћахта ÷ентр» оказалось не так уж и просто

— Ќа разных сайтах поиска работы моЄ резюме смотрели, а звонков не поступало, — говорит »ван ќганджан€н. — „ерез неделю € приуныл, плюс кеды прохудились, и погода была типично питерска€. » зарплату с предыдущего места работы задерживали уже третий мес€ц. ¬сЄ тлен. ј потом внезапно с утра солнце по-весеннему выгл€нуло, и мен€ на собеседование позвали в фирму, занимающуюс€ геодезическими услугами. ј там как раз искали людей на башню. “ак € туда и попал.

—троители северного небоскреба — в основном южане

»ван говорит, что больша€ часть рабочих на стройке самого северного небоскреба из бывших республик южной части почившего ———–, причем много иностранцев из “урции, √ермании и многих других стран.

— ќчень интернациональна€ стройка, — отмечает наш собеседник. — ¬ пик было до дес€ти тыс€ч человек одновременно работающих на площадке. ѕетербуржцев среди них не так много. » € — архангелогородец.

Ѕольша€ часть рабочих на стройке — из бывших республик южной части ———–, а еще из “урции, √ермании, петербуржцев совсем немного
Ѕольша€ часть рабочих на стройке — из бывших республик южной части ———–, а еще из “урции, √ермании, петербуржцев совсем немного

»ван ќганджан€н родилс€ в  атунино — что любопытно, даже после переезда его кружили знакомые слова. ¬се тот же ѕриморский район, только в другом городе. ¬сЄ та же Ћахта — только не заброшенный аэропорт за јрхангельском, а общественно-деловой комплекс на берегу ‘инского залива.

— ƒа, это тот ещЄ каламбур, раньше из  атунино, можно сказать, от деревни Ћахта € в город гон€л на 125 автобусе. “еперь живу в ѕриморском районе, строю «Ћахту», и до метро «—тара€ ƒеревн€» гон€л тоже на 125 автобусе.  онечно, по родным и друзь€м скучаю. ѕо архангелькому клубу « олесо» и всей своей тусовке. ѕо летним закатам на набке, безбашенным кутежам в секретной кузнице рока в  атунино. Ќо если честно, прошло полтора года, и в √ород доски, трески и тоски возвращатьс€ не т€нет. Ќаверное, потому что в јрхангельске, к сожалению, не строитс€ ничего грандиозного. ƒл€ мен€ профессионального интереса нет — скукотища.

»ван ќганджан€н: «¬ јрхангельске, к сожалению, не строитс€ ничего грандиозного. ƒл€ мен€ профессионального интереса нет — скукотища»
»ван ќганджан€н: «¬ јрхангельске, к сожалению, не строитс€ ничего грандиозного. ƒл€ мен€ профессионального интереса нет — скукотища»

ѕервый подъем: «”видел и обалдел»

ѕри€тно стать частью истории, считает »ван ќганджан€н, — стройка еще не закончилась, а объект уже попал в  нигу рекордов √иннесса. ѕервого марта 2015 года завершили бетонирование нижней плиты коробчатого фундамента. » это событие прогремело на весь мир как сама€ больша€ непрерывна€ заливка бетона на «емле. «а 49 часов без остановки было залито больше 19 000 кубических метров бетона.

— я помню первый свой подъем, — комментирует »ван ќганджан€н. — ѕ€тьдес€т второй этаж, 220 метров над уровнем мор€. ”дивительный вид на ‘инский залив. Ќебо хмурилось, ветер €вно давал пон€ть, кто тут хоз€ин. ќбогнув башню, € увидел город с высоты и обалдел ещЄ раз. ’олодно, сыро, ноги отваливаютс€, а ты стоишь, как дурачок, лыбишьс€, — так впечатл€юще. 

— высоты «Ћахта ÷ентра» видно весь исторический центр, шпили, дворцы, телебашню. ¬идно новый объект и всем, кто снизу
— высоты «Ћахта ÷ентра» видно весь исторический центр, шпили, дворцы, телебашню. ¬идно новый объект и всем, кто снизу

— ¬ зрительную трубу тахеометра отлично виден весь исторический центр, все шпили и дворцы, телебашн€, колесо обозрени€, видны курсирующие по каналам большие и малые суда и судЄнышки, видны јдмиралтейские верфи, видна инопланетна€ тарелка ««енит-јрены». ƒа что говорить, в особо €сную погоду отлично видны человейники ƒыбенко и  удрово, которые, на секундочку, в противоположном конце города. “акже р€дом с башней проходит «ападный скоростной диаметр, тут же на ¬аське порт, в который ежедневно курсируют гигантские скандинавские лайнеры.

»ван ќганджан€н по этим лайнерам в ночные смены ориентировалс€ во времени, когда телефон садилс€. ≈сли первый прошЄл дамбу у  ронштадта, значит четыре утра, если четвертый зашЄл в порт — значит восемь утра, и можно идти домой, спать.

«Ўтрафы большие, но это даже хорошо»

 онечно, чтобы работать на такой большой высоте, все рабочие проходили инструктаж, и не один. “ехника безопасности на объекте очень строга.

— “ребований много, и очень жЄстка€ система штрафов за нарушение техники безопасности. я считаю, это хорошо, — за врем€ моей работы на башне не было ни одного чрезвычайного происшестви€, — комментирует »ван. — ћо€ работа в основном заключалась в точном контроле установки различных крупно-модульных элементов фасада, разбивочных работах и развитии планово-высотной сети на различных монтажных горизонтах. ќт первого до 108-го этажа был везде.

ќт высоты работники в обморок не падали, привыкшие уже, а вот замерзали, как сами говор€т, люто
ќт высоты работники в обморок не падали, привыкшие уже, а вот замерзали, как сами говор€т, люто

»ван говорит, что коллеги не раз бывали с внешней стороны здани€, когда работали на восьмидес€тых этажах.

— Ќа ютубе кочует видео, где монтажник на самом шпиле. ¬от, где огонь и страсть! ¬ обморок наши работники от высоты не падали, привыкшие уже. ј замерзали люто. ¬етер там сильный, а в тепло погретьс€ не набегаешьс€, — слишком долго по лесам подниматьс€-спускатьс€. ѕравда, если ветер достигал 15 метров в секунду, работа останавливалась. ≈сли холодно, график тоже могли помен€ть. Ѕывало, весь день сидели и ждали, пока погода не наладитс€. ј еще порой весь мес€ц по два раза в день поднимались мы на 89–108 этажи. ѕешком. — 76-го. — прибором, страховочной прив€зью, специальной магнитной подставкой под треггер. » качалка, и кардио — на п€тЄрочку.

«Ёйфелеву башню тоже ругали!»

—коро «Ћахта ÷ентр» откроетс€, и »ван ќганджан€н посмотрит на него иначе — уже со стороны, как обычный житель ѕетербурга. ќн считает, что «Ћахта ÷ентр» отлично дополн€ет эту часть города, и несомненно станет привлекающей туристов и местных жителей достопримечательностью.

— явно будет что внукам рассказать, на старости лет, — говорит он. — «Ћахта ÷ентр» гигантский, и кроме башни там есть на что еще посмотреть. ¬сЄ хожу вокруг будущего планетари€ — слюни пускаю. «айти в него потом будет интересно, ибо €-то знаю, какой бомбический вид откроетс€ с обзорки, из ресторана. »нтересно, как реализуют буферные зоны на этажах. Ќу и концертный зал, и пешеходна€ галере€, арка, искусственна€ река, — там маленький городок внутри будет. ∆ители города к башне относ€тс€ неоднозначно, например, кака€-то бабул€ «¬ онтакте» написала, что «уродлива€ кукурузина настроение портит». Ќо знаете. ѕро Ёйфелеву башню в свое врем€ тоже нелицепри€тно отзывались, а в итоге — символ ‘ранции.

«Ѕез обмороков, но замерзали люто»: архангелогородец рассказал, каково было строить башню «√азпрома»
«Ѕез обмороков, но замерзали люто»: архангелогородец рассказал, каково было строить башню «√азпрома»
«Ѕез обмороков, но замерзали люто»: архангелогородец рассказал, каково было строить башню «√азпрома»
«Ѕез обмороков, но замерзали люто»: архангелогородец рассказал, каково было строить башню «√азпрома»
«Ѕез обмороков, но замерзали люто»: архангелогородец рассказал, каково было строить башню «√азпрома»