Достаточно ли только любви, чтобы супружеская жизнь была в радость? И есть ли рецепт семейного счастья? Об этом в День семьи, любви и верности мы спросили известных северян. Все они семейные люди со стажем. К примеру, глава Архангельска Игорь Годзиш и его супруга завтра отметят серебряную свадьбу.
Игорь Годзиш, глава Архангельска
— Любовь, взаимопонимание и терпение — это три фактора, которые позволяют оставаться вместе долгие годы. Сложные ситуации бывают у всех, но если есть любовь, то злиться друг на друга сложно. И примирение радует. Дети, конечно, еще сильнее скрепляют любовь мужчины и женщины. А вот в какие-то материальные проекты, вроде дачи, общей квартиры, которые способны удержать людей вместе, я не верю. Сегодня хотелось бы пожелать всем архангелогородцам любить свои вторые половинки. Если есть любовь, то будет и взаимопонимание, и легко проявлять терпение. Всё будет хорошо у тех, кто этого хочет!
Анна Акимова, лидер группы «Прекрасный город», педагог по вокалу
— Что помогает сохранять любовь? Во-первых, общее дело. Будь то профессиональная деятельность (как у нас) или совместный быт, где интересно что-то делать вместе. Почему это важно? Музыкант, если он в семье один, кажется со стороны весьма странным человеком. Кто будет спокойно относиться к бесконечным репетициям (иногда даже и дома), гастролям (о боже, куда ты собрался уезжать?!), разговорам о музыке (на непонятном языке) и разбору полётов после концертов? Конечно же, супруг-музыкант! А ещё — обустройство дома: дизайн, изготовление мебели, ремонты, грядки.
Во-вторых, общие гастрономические пристрастия. Мы веганы. И мне, как человеку, который обожает готовить, было бы крайне сложно жить с мужем, который любит есть мясную пищу. Веганство пошло от мужа, я и дети с удовольствием поддержали это начинание. Так и живём. Поесть любим очень! Обязательно все вместе за одним большим столом. И никаких гаджетов!
В-третьих, поездки! Мы очень любим путешествовать всей семьёй. Заряжаемся новыми эмоциями и впечатлениями на весь рабочий год с помощью летних приключений. Обязательно вместе и чаще всего — на автомобиле.
В-четвёртых, быть привлекательными друг для друга всегда. Наряжаться, выходить красивыми к обеду. Влюбляться друг в друга беспрестанно.
Сергей Сюхин, художник и скульптор
Мы уже в этом году как раз 45 лет вместе. Конечно, первое — это любовь должна быть настоящая в юности. Тогда она, как у нас, не проходит, а трансформируется и изменяется. Любовь юная, пылкая, страстная всё равно меняется. Но только в том случае, если это была настоящая любовь, а не ошибка. Если «случилось» и «попало», если господь помог. Такая любовь не проходит. Нам за 60, теперь у нас любовь глубоко философская, умудрённая, но очень нежная и чувственная. Они разные, и неизвестно, какая из них более божественная, да их и не надо сравнивать.
Я еще исполнил заповедь господню — не жениться на стороне. Я учился в Москве, но женился на девушке из своей деревни. Поэтому всю жизнь нас тянет в одно место, на тропки детства, по которым мы вместе бегали. А это очень важно, потому что если бы было две малых родины, надо было или туда, или сюда ездить и так далее. А это всё объединяет и сохраняет цельность семейного очага. Говорят, с художниками, да и вообще с творческими людьми сложно жить, вот господь и подарил мне такую берегиню, которая исполняет предназначение женщины — сберегает тепло и уют. Нас, мужиков, на ухабах заносит. Всех нормальных мужиков заносит, я думаю. Я тоже продолжаю традиции — на отхожем промысле то в Москве, то в Норвегии, то еще где-то, до Магадана доехал. Если я знаю, что на родине жена Вера Афанасьевна согревает дом любовью и ожиданием, так я любые преграды преодолею. Хоть на коленях, хоть полуживой, но приползу к ногам берегини, да еще с добычей, как положено мужику.
Валентина Морозова, психолог, автор проекта «Поморские мамы и папы»
В нашей семье равные отношения между супругами. А это значит, что каждый из нас прислушивается к мнению другого. То же касается и детей. Мы вместе помогаем друг другу быть счастливее. Прислушиваемся к желаниям каждого и осуществляем их. Находим общее, интересное для всех и делаем. Но при этом уважаем личное пространство. Не обязательно все-все делать вместе.
Главное, чтобы вместе что-то было помимо рутины домашних дел и решения проблем. Что-то приятное.
Что же касается спорных вопросов и разных мнений, то учитываются все. Разные взгляды — не проблема. А решения, касающиеся семьи, принимаются сообща. Как раз сейчас мы проводим конкурс секретов семейного благополучия. Собираем личные семейные лайфхаки северян, хитрости, приемы и способы достижения семейного благополучия. Лучшие работы разместим в сборнике «Сказки, советы, истории поморских мам и пап», который будет выпущен по окончании проекта в ноябре 2019 года.
Сергей Пономарёв, депутат Архангельской городской думы
Это трудная ноша. Хотя это всё достаточно просто. Нельзя даже говорить тяжело или легко — это жизнь каждого человека. Универсального рецепта нет. Я не согласен, что есть какие-то основы. Каждый человек индивидуален. У каждого — свой характер. И когда два человека живут друг с другом, эти характеры притираются. И где-то они не притрутся никогда. А где-то они притрутся и будут друг друга дополнять. Как-то давно просили меня посоветовать что-то молодым. Я не буду советовать, они сами будут проживать, сами поймут или не поймут. Да, подсказывать нужно, но, скорее, подсказать смогут близкие и родные. Они знают нас и знают, как помочь. Да, есть психологи. И сейчас это — к сожалению или к счастью — становится какой-то модой ходить к психологу. У меня есть несколько знакомых, которые ходят туда, не потому что им столь нужна психологическая помощь — внешне у них все нормально, скорее это дань моде.
Вот как-то живём давно, двое детей. Семейный стаж у нас идёт с 2002 года. Десятилетие праздновали так: я надел костюм, в котором женился, а жена свое свадебное платье. В десятилетний юбилей делали свадьбу снова — с друзьями, с застольем. Вот скоро, даст Бог, на 20 лет свадебку устроим. Было всякое: и ругались, и мирились. Находим общий язык. Я в семье деспот. Я это признаю, не буду говорить, что я с этим справлюсь. Я с этим пытаюсь справляться. И моя семья меня, наверное, любит в том числе и за это. В семье должен быть кто-то такой, а кто-то другой. Я не говорю, что в семье должен быть деспот. Но кто-то должен быть сильным, кто-то должен быть слабым. И в каких-то вещах можно меняться ролями. Например, я слаб в приготовлении каких-то вкусностей. Но в этом сильна жена. Если надо найти какое-то хозяйственное решение, бывает, что она сильней меня.
Элла Микушева