Тату-мастер из Архангельска Роман Вайнер, востребованный не только в Архангельске, но и за рубежом, рассуждает, почему старшее поколение в России не может свыкнуться с тем, что татуировка — всего лишь красивый рисунок на теле. При этом в Европе, где он часто бывает по работе, он уже не раз делал тату пенсионерам. Откуда берутся негативные стереотипы и почему в нашей стране даже некоторых молодых людей волнует вопрос, что с тату делать в старости?
За 11 лет работы татуировщиком я и мои клиенты 100 500 раз слышали тупой вопрос: «Что будешь делать в старости со своими татуировками?» Ответом станет свежее фото из моего портфолио — эту татуировку я сделал в Бельгии клиентке, которую в салон привел сын. Ей за семьдесят, и она очень хотела, чтобы я набил ей на руке портрет мужа. Обычно личные вопросы я не задаю, но как понял сам из ее слов, супруг был уже в возрасте и умер. Тату — попытка женщины увековечить его лицо в памяти. И это не черно-белый мрачный портрет на мраморной плите, который, чтобы увидеть, нужно идти на кладбище. Это цветное фото близкого человека, которое всегда рядом.
Женщина была скромная, стеснительная, я бы не сказал, что она выглядела эпатажно, — обычная бабушка. Такие и в России сидят на лавочках. На ломанном английском сказала мне, что очень рада результату, было приятно, что удалось сделать ее чуточку счастливее.
Так что пенсионеры в Бельгии делают тату, а вот для России это нетипично. Что говорить о стариках, если среди российской молодежи даже есть стереотипы и суеверия, что набивать лицо близких нельзя — будет несчастье. По-моему, это как-то глупо — бояться каких-то мистических вещей. Но в то же время я сам не советую делать портреты людей, в которых вы не уверены, чтобы после разрыва не задумываться, как свести изображение или чем его перекрывать.
Почему люди с татуировками до сих пор в нашем обществе вызывают взгляды неодобрения? Могу только предположить, что антитату-менталитет укрепился в обществе со времен Советского Союза, когда даже боялись изображений на теле, а впоследствии, если и находили это красивым, переживали уже за оценку обществом. Что скажут знакомые? Начальство? Родственники мужа или жены? Думаю, такие сомнения есть у людей и сегодня. И это дело каждого, приходить в итоге в салон или нет.
В Бельгии ситуация другая, я уже третий год периодически езжу туда и заметил, что люди там более независимые от мнения со стороны, это какая-то свобода, которая, видимо, и вдохновляет их на эксперименты, которые сложно представить в России. Конечно, там есть разные люди, это нормально — одним татуировки нравятся, другим — нет. Но тех же пенсионеров на сеансе встретить можно, у нас — вряд ли.
Не могу сходу вспомнить, чтобы в Архангельске кто-то из пенсионеров делал у меня тату, но к коллегам однажды пришел моряк шестидесяти лет, я запомнил это, потому что клиент был добродушный и адекватный, с ним было интересно общаться — душевный дядька.
Или вот татуировка пенсионера, но опять же из Бельгии.
Моей маме в следующем году будет шестьдесят, и она всю жизнь меня поддерживала и направляла. Говорила, занимайся тем, что любишь, чтобы быть счастливым. Сама татуировок не хочет, может, стесняется или боится, но я не буду давить — делать тату или нет, каждый должен решать сам. Я думаю, что нет смысла объяснять старшему поколению, что людям с рисунками на теле можно доверять. Это сложившиеся личности со своим мировоззрением. Было бы неуважительно с моей стороны учить их жизни. Я просто работаю на аудиторию, которая уже заинтересована в том, чтобы сделать татуировку, и могу сделать так, чтобы она была качественной. А разногласия в поколениях есть не только по этой теме, но и в других, так было всегда.
Другой вопрос, что за рубежом почему-то к пониманию культуры тату пришли быстрее. Думаю, среди нашего поколения старичков с татуировками будет больше. Для нас это уже обыденность — выделиться этим уже сложно.
Согласны с автором?