Как устроены и кому принадлежат камеры, которые определяют нарушителей ПДД в Архангельске, зачем нужно взвешивать грузовики и сколько стоит комплекс с датчиками, которые определяют вес авто? Правда ли, что в тариф войдут деньги от «бэушных» автобусов, которые достались нам от Москвы, и почему молодёжь не идёт работать водителями и кондукторами? На эти и другие вопросы 29.RU ответил директор Архангельской региональной транспортной службы Олег Мишуков.
«В тарифе — ни копейки от московских автобусов»
Наш собеседник работал в сфере транспорта с 16 лет, сам автомобилист со стажем и не считает, что все дороги у нас плохие. Про качество дорог с ним можно общаться как с автолюбителем, а если по компетенциям, — мы спросили у Олега Мишукова про обновление общественного транспорта в Архангельске, а также о работе комплексов фиксации нарушений на местных дорогах и штрафах за них. Кому они принадлежат и как работают?
В последние несколько лет в городах Поморья обновляется общественный транспорт, — за минувшие три года на дороги Архангельской области вышли 222 комфортабельных автобуса. И в течение ближайших двух лет, как говорит Мишуков, ещё около 150–200 автобусов должны обновить. Пожалуй, одна из резонансных в Сети тем по транспорту — это 30 автобусов из Москвы, которые теперь возят людей в Архангельске. Как они попали в собственность областного правительства? Люди рассуждают об этом в интернете и пишут разные догадки. А что думает сам директор транспортной службы?
— Нам надо уходить от гнилых пазиков — на мой взгляд, это позор, — считает чиновник. — Но всех почему-то будоражат московские автобусы, я периодически читаю об этом комментарии в интернете.
«Самые дурацкие мифы, которые я о них слышал, — что всё это связано с теми событиями про 835 миллионов рублей для Ленского района»
— И второе, что мы все траты на них якобы включили в тариф и теперь получаем прибыль и тратим деньги куда хотим. Глупость полная. Я лично ездил в Москву, общался с руководством Мосгортранса и выбирал автобусы для Архангельска.
Соглашение региона с правительством Москвы о сотрудничестве было подписано ещё в 2012 году. В Мосгортрансе существует практика передавать в другие регионы «бэушные» автобусы: обычно они отдают те, что использовались около 10 лет, для Архангельска выделили автобусы с небольшим пробегом, 2016–2018 годов выпуска. Конкурсы на эти автобусы в итоге выиграли компании «АрхТрансАвто» и ИП Стрекаловский Н. Л.
— Никаких нареканий к тем «МАЗам» и «ЛиАЗам», которые ездят сейчас по городу, нет. У меня есть замечания к некоторым водителям за нарушения Правил дорожного движения. Поскольку мы являемся собственниками автобусов, то и все штрафы приходят к нам. Мы с такими водителями ведём работу, а кроме того, я рекомендовал перевозчикам, чтобы они закрепляли за новыми автобусами более уважаемых работников. Но от пассажиров по поводу автобусов — никаких замечаний за полгода. Если есть какие-то у кого-нибудь предложения, куда можно направить деньги (речь идет об улучшении качества обслуживания и безопасности перевозок на пассажирских автобусах. — Прим. ред.), мы готовы направлять их на проекты в сфере транспортной инфраструктуры.
Нравится ли вам ездить в Архангельских автобусах?
Камеры там, где «хочется проехаться с ветерком»
По области сегодня устанавливают комплексы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Проще говоря, это камеры, которые фиксируют всё, что происходит на дороге. Сейчас в регионе работают 41 стационарный и 40 передвижных комплексов. Как отметил Олег Мишуков, все они принадлежат не частникам, а находятся в собственности Архангельской области.
— У нас, как правило, стоят стационарные комплексы, на которые не действует антирадар. Они работают в круглосуточном режиме и выявляют до 12 видов нарушений, причём они могут настраиваться на обнаружение именно тех нарушений, которые популярны в определённом месте. Например, на хорошем участке дороги, где хочется проехаться с ветерком, поэтому у нас много комплексов установлено на трассе М-8, а также между Архангельском и Северодвинском. Информация с таких комплексов круглосуточно пересылается в ГИБДД, всё наблюдается и фиксируется в режиме реального времени.
Задача техники, по словам Олега Мишукова, — «не записывать каждого нарушителя, а в корне изменить ситуацию». Не все участки, где происходят ДТП, официально являются аварийноопасными, такими называют те места, где в течение года случилось три похожих ДТП.
— Мы не должны допускать, чтобы формировался этот очаг. Мы прекрасно видим, где они могут появиться, и именно поэтому устанавливаем там камеры. По закону, если ты превысил скорость, тебе выписали штраф всего в 500 рублей. Некоторые водители называют это «платой за быструю езду», расценивают это как налог. Это неправильно. В этом плане я поддерживаю скандинавские страны — у них запрещено ездить с антирадаром.
«У любого автомобилиста должно быть осознание, что он должен соблюдать Правила, а не следить за сигналом антирадара, где можно превысить, а где — нет»
— Во многих регионах водители останавливаются метров за 100 перед радарами и закрывают номерные знаки. Но на наших дорогах много камер, устанешь все обманывать. Тем более что передвижной комплекс сегодня стоит здесь, а завтра — в другом месте. Но главное — это не нарушать Правила. Тогда не будет и штрафов.
Где по области будут взвешивать автомобили
Чтобы сохранить качество автодорог в Архангельской области поставят комплексы весогабаритного контроля. Всего будет пять комплексов — в Котласском, Приморском, Каргопольском, Устьянском и Вилегодском районах.
— По всей ширине проезжей части вмонтированы весы с датчиками. Это недешёвое удовольствие — стоимость одного такого комплекса — порядка 60 миллионов рублей. Сверху кладётся асфальт. Автомобиль, проезжая по этому месту со скоростью до 80 км/ч, взвешивается, и данные по нему передаются на компьютер в ГИБДД. Всё это нужно, чтобы грузовики не разрушали дорожное полотно, поэтому и устанавливаются они там, где есть большие грузопотоки.
Штрафы за проезд с нарушением веса уже идут не в 500 рублей, как за превышение скорости, а до 500 тысяч. Первый такой комплекс уже работает в Котласе.
— Сфера автотранспорта сложная, — резюмирует Олег Мишуков. — Если кто-то думает, что здесь люди зарабатывают миллионы и миллиарды, то это не так. Это рутинная каждодневная работа. Молодёжь в неё не идёт, водителями сейчас мало кто хочет быть. Я всегда считал и считаю, что престиж этой профессии нужно поднимать — и кондукторов, и водителей. В 80–90-е годы инженер получал 120 рублей, а водитель автобуса — 400–500 рублей, а сейчас всё изменилось. Поэтому так важны водители, которые не нарушают Правила дорожного движения, достойно исполняют свои должностные обязанности и, конечно, надо поднимать им зарплату.
Довольны ли вы качеством дорог в Архангельской области?
Юрий Скородумов