Соцсети облетело видео, в котором 95-летняя бабушка из деревни Борки Котласского района сама латает дыру на дороге. Ямочный ремонт оценили интернет-пользователи из разных городов России. Одни хвалили старушку, другие ругали чиновников, третьи даже подумали, что это постановка. Почему дорожные работы в деревне ведет крошечная бабушка, а не местные власти, и чем живёт её деревня Борки — в материале 29.RU.
Проще самой сделать, чем ждать, пока приедут службы
Главную героиню ролика, который вызвал многочисленные обсуждения, зовут Нина Александровна Пустохина. Она могла бы стать местным мемом — по такой бабушке бы на все дороги, где есть ямы и колдобины, которых хватает по всей области, не только в Котласском районе. Конечно, не щупленькая старушка должна решать подобные проблемы, просто она не может быть равнодушной.
Про её характер, непримиримый к беспорядкам, рассказал нам сын — пенсионер Николай Пустохин. Уже несколько лет они с мамой живут в своём деревенском доме в Борках. До этого он покидал родные места на целых 50 лет — учился, служил в армии, работал на заводе в Северодвинске, а в 2016-м вернулся и помогает уже известной в Сети бабушке по хозяйству, но многие работы Нина Александровна до сих пор делает сама — жизнь научила.
Яма, за которую так браво взялась 95-летняя старушка, появилась прямо рядом с ее домом. Пенсионерка решила, что проще взять всё в свои руки, чем ждать, пока на это обратят внимание какие-то службы. Николай Пустохин говорит, что его мама, несмотря на преклонный возраст, до сих пор полна сил: и за дровами ходит, а если поленья крупные, берет в руки топор.
Здесь, в Борках, Нина Александровна прожила всю жизнь: в военные годы еще совсем девчонкой работала на лесопункте, а после победы — в колхозе. До ухода на пенсию много лет она трудилась в прачечной. Любовь к труду — это семейное. Сын Нины Александровны с выходом на пенсию переехал жить к маме и постоянно чем-то занят, или подрабатывает, или что-то делает по дому. Сидеть целый день у телевизора — не про Пустохиных.
Ремонтировала бабушка самую... лучшую дорогу
А что за Борки такие? Постоянных жителей тут мало. На улице, где живет семья Пустохиных, — всего две семьи. Остальные — дачники, приезжают на лето, и с первыми холодами уезжают. Сейчас это деревня, а в советские годы тут был посёлок Котласской сплавконторы: по реке Виледь был молевой сплав, а рядом с берегом работали лесопункты. Когда сплав закрыли, всё и разрушилось — на дворе был 1993 год.
Первым делом, конечно, спрашиваем про дороги в деревне — слишком впечатлили они Ивана Алешкова, который приехал в деревню работать и заснял работу Нины Александровны, а потом опубликовал в Сети. Николай Пустохин говорит, что на видео еще не самая худшая дорога, даже самая новая и более-менее приличная. Она кольцевая, заасфальтировали её 15–20 лет назад. Остальные дороги — это грунтовка, яма на яме. На ремонт местные жители не надеются:
— Если даже в Коряжме, а это центр, проблемы с дорогами, то что говорить про деревню.
Опилки и мука — вот что ела старушка в войну
Кстати, Иван Алешков снял продолжение ролика, в котором решил чуть больше рассказать про Нину Александровну.
— Я с детства в колхозах, в лесу, на лошадях лес возила. Возраст такой был, что на спецработы во время войны нас не брали, молоденькие были. С семи лет с мамой в полях колос собирали, лён слали, — говорит Ивану пенсионерка. — Яму засыпала, ведь машины бренчат, мучаются, объехать это, объехать то. Торкает их! Я камешков настлала и песком засыпала. Она боле будет! Потом опять засыплю камешков мелких. Заремонтирую.
Бабушка помнит военное время, в семье было пятеро детей, она была старше всех и работала в лесу, рубила сучья у поваленных деревьев, энергии тратилось много, а есть было нечего.
— Хлеба давали нам по 500 грамм на день, а боле ничего. Опилки да мучки немного, такие лепешки ели.
Людей немного, все старенькие, а врачей нет
Ещё одна проблема в посёлке — отсутствие быстрой медицинской помощи. Раньше здесь работал свой ФАП, но четыре года назад он закрылся. Николай Пустохин предполагает, что, так как в Борках мало людей, зарплата у медиков может быть маленькая.
Да, нас тут немного, но люди здесь всё равно живут!
— При любом раскладе нужно, чтобы и продукты привозили, и помощь своевременно оказывалась, — отмечает несправедливость собеседник 29.RU.
Ближайшие медучреждения, где немногочисленным жителям Борков могут помочь, расположены в Коряжме — в 15 километрах от деревни. Автобусом до туда добираться около 20 минут — кажется, немного, но, если помощь требуется срочно и счет пойдет на минуты, жить старикам вдали от врачей даже опасно.
С магазинами, говорит Николай, все не так печально: частники стараются держаться. Недавно в Борках даже открылся второй продовольственный магазин.
Придет в Борки зима — и пить будет нечего
Зато большая проблема — вода в деревне. Есть колонки, но зимой они замерзают — бывает, что и недели на две. Тогда воду вообще брать неоткуда. Этим летом перебои с водой в колонках тоже были.
Раньше Нина Александровна воду носила из колодца. Он расположен рядом с домом, но носить тяжелые ведра трудно. Николай с братом проблему решили: из колодца провели трубы в дом, поставили насос. Проблему решить можно, считает Николай, но властям это не нужно:
— У нас вода подается на поселок с водонапорной башни, там опущены глубинные насосы, и они качают воду. Их бы привести в божеский вид, но пока это одна большая проблема.
А как живут ваши бабушки в деревнях Архангельской области? Рассказывайте, как давно вы были в деревнях и как там бытуют местные жители, в комментариях или на почту: 29@rugion.ru.