Администрация Архангельска готовится провести в мае-июне конкурс на автобусные перевозки в городе. Местные перевозчики не на шутку встревожены — они считают, что конкурс заточен под конкретную организацию «Архтрансавто», а остальным затруднительно заявиться на него из-за недоступных для них требований. Перевозчики выпустили открытое обращение к врио губернатора Александру Цыбульскому с просьбой вмешаться в ситуацию. Под документом подписались Евгений Дурандин, «АТП-1», «Ресурсавто».
Как устроен конкурс
Департамент городского хозяйства решил провести конкурс на два лота. Первый лот включает в себя 14 маршрутов, на которых должно быть 110 единиц техники. Из них 39 автобусов малого типа на 36 человек, 45 средних на 52 человека, 20 средних низкопольных на 70 человек и 6 больших низкопольных на 75+ человек.
Второй лот — 11 маршрутов, на которых необходимо иметь 111 автобусов. Из них 76 малого типа на 36 человек и 35 среднего типа на 52 человека. На каждом маршруте указано, какой должен быть год выпуска автобуса на линии, не ранее 2016, 2017 или 2018 года. Общий пассажиропоток на первом лоте — 106 792 человека, на втором лоте — 62 689 человек. Суммарный доход в сутки в первом случае — 2,99 миллиона рублей, во втором — 1,75 миллиона рублей.
В объеме лотов и кроется причина конфликта. По словам городской администрации, у крупнейшего перевозчика Архангельска «Архтрансавто» используется до 210 автобусов. Следующие за ним крупные перевозчики — индивидуальные предприниматели Евгений Дурандин, Николай Стрекаловский и ООО «АТП-1», которые, по словам чиновников, «используют от 20 единиц техники». То есть никто, кроме «Архтрансавто», не владеет ресурсами, необходимыми, чтобы заявиться на конкурс.
В лоты не входят маршруты 5 и 15, потому что конкурс на них проходил в 2018 году, маршруты 81, 83 и 88, потому что их отменили, а также 1 и 44, конкурсы на которые пройдут в следующем году.
В первом лоте — маршруты № 6, 7у, 10, 11, 42, 54, 62, 64, 75б, 75м, 76. Во втором — № 3, 4, 7, 9, 18, 31, 33, 41, 60, 65, 69.
— Первый лот сформирован из маршрутов, обслуживающих центральную часть Архангельска, Ломоносовский, Октябрьский, Соломбальский округа. Центральные округа имеют плотную жилую застройку, здесь сосредоточена большая часть учреждений социальной инфраструктуры и культурно-бытового обслуживания городского и областного значения, всё это предопределяет высокий спрос на передвижение населения общественным транспортом. Первый лот ориентирован под имеющуюся технику ООО «Архтрансавто», — пишут в открытом обращении перевозчики. — Игнорируются результаты научно-исследовательской работы, а сами торги направлены на учет интересов конкретного перевозчика ООО «Архтрансавто», нежели на обеспечение нормального функционирования автомобильного транспорта общего пользования.
Рекомендации за 6,8 миллиона рублей
В 2016 году администрация Архангельска заказала у Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры за 6,8 миллиона рублей обследование автобусной сети города. В том числе НИПИ ТРТИ предложил два варианта проведения торгов. Либо по количеству маршрутов, либо 11 лотов, в каждом из которых содержатся маршруты с разной экономической выгодой.
На это и обращают внимание перевозчики Архангельска — формирование лотов с небольшим количеством разных по своей выгоде маршрутов позволит поучаствовать в конкурсе большинству перевозчиков.
В городской администрации пояснили 29.RU, что перевозчики могут объединиться в простое товарищество, чтобы участвовать в конкурсе. По задумке чиновников, таким образом «для перевозчиков, которые имеют 10–12 единиц техники, предусмотрена возможность участия в конкурсе в составе простого товарищества». Перевозчики в беседе с 29.RU рассказали, что не видят смысла в объединении, а укрупнение предприятия усложняет управление им, что приводит к снижению коэффициента выпуска машин.
— Объединение в один лот нескольких маршрутов оказывает негативное влияние на конкуренцию, которое выражается в вытеснении местных перевозчиков, не способных подать заявки на лот в целом и не имеющих достаточное количество автобусов. Указанное свидетельствуют о создании дискриминационных условий деятельности малых хозяйствующих субъектов, действующих на рынке пассажирских перевозок Архангельска, — пишут перевозчики в своем обращении.
Возраст автобусов
В своем обращении перевозчики пишут, что, по техзаданию, в первом лоте года выпуска малых автобусов — не старше 2016-го, а во втором лоте — не старше 2018-го. Техническое задание есть в распоряжении редакции.
В первом лоте 10 малых автобусов должны быть не старше 2019 года выпуска. 29 малых автобусов не ранее 2016 года выпуска. Все остальные — средние или большие автобусы не старше 2017 года.
Во втором лоте 35 автобусов должны быть не старше 2017 года выпуска, все из них среднего класса. И 1 малый автобус не ранее 2016 года выпуска. Все остальные — малые автобусы 2018–2020 годов выпуска.
— Расчет потребности количества и класса подвижных единиц на каждом маршруте выполнен на основании представленного заключения научно-исследовательской работы по разработке плана оптимизации маршрутной сети городского пассажирского [транспорта], принимая во внимание экономическую целесообразность работы автобусов соответствующего класса, величину пассажиропотоков, полученных по результатам обследования. Год выпуска транспортных средств определен с учетом обновления подвижного состава в целях повышения качества обслуживания населения, — пояснили в департаменте транспорта, строительства и городской инфраструктуры.
Из техзадания следует, что малые автобусы, которые будут обслуживать не только центральную часть города, должны быть новее на два года, чем те, что будут курсировать преимущественно в центральных районах. Средние и большие автобусы будут не старше трех лет во всем городе.
— Мы всё это время закупали транспорт, а они [«Архтрансавто»] на данный момент старыми автобусами хотят этот конкурс выиграть. Потом поменяют или нет — вопрос второй, когда они всё выиграют. Мы просто не у дел окажемся, и всё. Нет честной конкуренции. Почему не сделать по 2–3 маршрута в одном лоте, но не сразу же 10 в один лот. Люди бы хоть как-то ориентировались, а тут просто количеством хотят взять, — считает представитель «Ресурсавто» Владимир Евдокимов.
Почему же не последовали предложениям НИПИ ТРТИ по формированию лотов? По мнению департамента транспорта, научно-исследовательский институт «не учел необходимость обслуживания островных маршрутов, характеризующихся низкими показателями пассажиропотоков».
Потянут ли перевозчики конкурс?
По мнению перевозчиков, написавших обращение, департамент городского хозяйства «в преддверии предстоящего конкурса проводит агрессивную политику в отношении изменения маршрутной сети» автобусов. Причем делают это «в угоду ООО "Архтрансавто"».
В качестве примера — изменение маршрутов № 11 и 62, которые, по итогам исследования за 6,8 миллиона рублей, рекомендовалось оставить без изменения. Вспомнили и объединение маршрутов № 9 и 61, а также № 10 и 7.
Перевозчики считают, что проведение конкурса крупными лотами нарушает закон о защите конкуренции. По отдельности они просто не смогут поучаствовать в конкурсе.
— Кто-нибудь да заявится на второй лот. Не знаю, как взять такое количество техники. Честно говоря, не знаю, что они думают сверху. У них программа была — менять подвижной состав на комфортабельный. На 44-й маршрут смотрим, на «копейке» (маршрут № 1. — Прим. ред.), все ходят средний класс, низкопольные, но мы не можем участвовать, потому что у нас не хватает техники. А они [«Архтрансавто»] работали всё это время на старых пазиках, а сейчас этими же пазиками просто количеством выиграют это всё. Не качеством, а количеством. Вот и всё, — сказал Владимир Евдокимов.
Мы поинтересовались мнением о предстоящем конкурсе руководителя проекта «Здоровый автобус» Дмитрия Онучина.
— Насчёт объединения в два лота — пока в открытых источниках у администрации я информации не видел. Поэтому относиться к этому как к факту, что собираются, я не могу. Но если предположить, что действительно так будет, то это ужасно. Отсутствие конкуренции, каким бы хорошим ни был перевозчик, всё равно приведет к регрессу качества перевозок, а оно у нас и так находится на низком уровне. Если будет такая схема, то, я думаю, оба лота заберет один перевозчик. А потом будет договариваться с остальными об объединении. Так как, насколько я слышал, разговоры в кулуарах об этом были. До этого обсуждалась схема деления на лоты в пары выгодных и не очень маршрутов. Это было бы намного лучше. Так как понятно, что даже при таких условиях «Архтрансавто» сможет забрать интересующие их маршруты, но это даст шанс другим перевозчикам. И при этом удобно для пассажиров. Потому что без объединения лотов совсем, как звучит в письме, город действительно может остаться без нескольких маршрутов, — рассказал Дмитрий Онучин.
Кто формировал лоты?
В своем обращении перевозчики заявили, что в формировании лотов участвовали начальник управления транспорта, дорог и мостов департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Архангельска Дмитрий Антонов, а также председатель Ассоциации автотранспортников Олег Мишуков.
— Мишуков на эту должность был предложен управляющим ООО «Архтрансавто» Николаем Карякиным. В лотовой системе, предложенной департаментом городского хозяйства, угадывается эгоистичный интерес перевозчика ООО «Архтрансавто», претендующего на центральную часть города. Чиновники помогают перевозчику ООО «Архтрансавто» избавиться от обслуживаемых им окраинных маршрутов № 3, 7, 31, 65, компенсируя их потерю маршрутов № 64. Без помощи чиновников это было бы невозможно. Очень похоже, что для перевозчика ООО «Архтрансавто» создаются все условия для победы в предстоящем конкурсе, — пишут перевозчики.
В городской администрации не ответили 29.RU, кто конкретно принимал участие в разработке лотов, но сообщили, что учитывали мнение Министерства транспорта Архангельской области и предложения Ассоциации автотранспортников Архангельской области.
— Кроме того, лоты сформированы с учетом транспортных потребностей населения, исходя из конкурентоспособности по количеству и типу подвижного состава, характеристик муниципальных маршрутов регулярных перевозок, необходимости совмещения маршрутов с различной долей спроса на перевозки, принимая во внимание значимость отдельных социальных маршрутов, не являющихся высокодоходными, — сообщили в департаменте транспорта, строительства и городской инфраструктуры.
Требование перевозчиков
В конце обращения перевозчики попросили отложить процедуру конкурса «до окончания пандемии и возобновления работы всех отраслей экономики, так как невозможно подготовиться к торгам в условиях самоизоляции», в связи с чем действующий контракт предложили продлить на срок до одного года.
Перевозчики попросили предоставить экономическое обоснование необходимости проводить закупку в два лота. Но сформировать закупку по одной из двух схем, которые предложили ООО «НИПИ ТРТИ»: по одному лоту на каждый маршрут либо много лотов с несколькими маршрутами.
«Для исключения возможности лоббирования интересов ООО "Архтрансавто"» перевозчики попросили провести закупку не конкурсом, а аукционом. В чем разница? В конкурсах существует бальная система, по которой администрация может оценивать перевозчиков. В аукционе перевозчики предлагают большую цену за лот, которую они будут обязаны уплатить в бюджет за время действия контракта. Выигрывает тот, кто предложит большую цену.
— В соответствии с 44-ФЗ, под конкурсом понимается способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Таким образом, основанием для определения поставщиков посредством проведения конкурса является обеспечение лучших условий для организации транспортного обслуживания населения Архангельска, — пояснили в департаменте транспорта.
Также перевозчики попросили оставить без изменения маршруты № 11, 62, 9, 61,10, 7у изменения, «как того требуют пассажиры».
Пазики остаются
Ещё в марте 2020 года глава Архангельска Игорь Годзиш на своей пресс-конференции заявил, что подготовлено 4 лота на автобусные перевозки. Тогда же он пояснил, что половину транспорта в городе составят низкопольные автобусы, а другую половину — пазики.
Как сказано в ответе на информационный запрос, по планам городской администрации в 2021 году городские маршруты будут обслуживать 288 автобусов, из которых 192 — низкопольные среднего и большого класса. Об этом 29.RU сообщил директор департамента транспорта Валентин Прилепин в ответе на информационный запрос.
Директор «Архтрансавто» Николай Карягин ответил, что «не обсуждает решения администрации», и бросил трубку. После этого до него дозвониться не удалось — телефон был выключен. В правительстве области за неделю не предоставили ответ на запрос 29.RU.
В первом полугодии следующего года планируется провести конкурс по маршрутам, действие договоров по которым заканчивается в 2021 году.
Недовольны работой общественного транспорта или есть мысли о предстоящем конкурсе? Оставляйте свое мнение в комментариях и пишите нам на почту 29@rugion.ru — мы продолжим следить за темой.