Северянин Артём Шубин работает помощником машиниста, а всё свободное время посвящает своему любимому делу — он собирает вездеходы, все выходные проводя в гараже. И так — уже 13-й год подряд. Машины мастера колесят топи и болота по всей Архангельской области и за ее пределами тоже. Мы посмотрели один из последних вездеходов, которые создал Артём, в деле, а также спросили у него, откуда пошло такое необычное хобби, какие материалы он использует и почему, поговорили про технические характеристики и примерную стоимость его творений.
«Специально нигде не учился»
— Как вы начали собирать вездеходы, что вас мотивировало?
— Наверное, лень. Она двигатель прогресса. (Смеется.) Я рос в деревне Паленьга, это в Холмогорском районе. Нужно было ходить в лес за грибами и за ягодами. И с самого детства это было лень, поэтому я заинтересовался техникой. Вырос я без отца, меня воспитывала одна мама. Был еще дедушка, но он рано ушел из жизни. И получается, что любовь к технике мне привила мама: она, к примеру, научила меня ездить на мотоцикле. Я что-то мастерил всегда, но именно вездеходами плотно не мог себе позволить заниматься долгое время. Только когда уже устроился на нормальную работу, то стал развивать свое любимое дело. На вездеходы сейчас уходит почти всё свободное от работы время.
— Какой была первая машина, которую вы создали?
— Это была стандартная переломка, обычная. Тогда еще на китайские моторы денег не было, поэтому брали двигатели от Toyota Corolla 1987 года. Кстати, этот вездеход, по-моему, до сих пор ездит сейчас.
— Вы где-то специально учились собирать автомобили или всё постигали самостоятельно?
— Нигде не учился специально, просто увлекался этим всю жизнь.
— Сколько уже всего собрали машин за всё время?
— Наверное, уже даже не сосчитаю. Вот именно такой компоновки, как последний вездеход, — три штуки. Есть еще шестиколесные, гусеничные. Вообще все они абсолютно разные получаются. К примеру, к пластиковому кузову я пришел не сразу — изначально он был стальной, потом начал немножко увлекаться ПНД, пластиком низкого давления. И в итоге пришел к стекломату. Это довольно-таки старая технология, еще времен СССР, но она рабочая — материал очень прочный и хороший. Его невозможно погнуть, можно только сломать. То есть, если, к примеру, металл погнулся, то его нужно выстучать обратно, приваривать что-то, вероятно, придется. А здесь, если кузов ломается, то стекломат можно приклеить — удобно и просто.
«Изначально строил вездеходы на автоматических трансмиссиях»
— Как вы вообще планируете, какой вездеход сделаете, каким он будет?
— Изначально же есть несколько таких устоявшихся схем вездеходов: переломки, цельнорамные с переднемоторной или среднемоторной компоновкой, шестиколесные тоже с разной компоновкой и другие. Они берутся за основу, как концепция. А дальше уже каждый мастер вносит какую-то свою лепту, ориентируется на то, что ему больше нравится. Я изначально строил вездеходы на автоматических трансмиссиях, только три машины у меня были на ручной коробке. Сначала я полностью делаю чертеж всего вездехода, всё высчитываю и прорисовываю на бумаге, потому что нужно соблюдать определенные пропорции. Это важно, потому что если их не выдержать, то будет либо недостаточная поворачиваемость, либо, наоборот, избыточная. Много есть нюансов в этом деле, постепенно на своих ошибках же и учишься.
— В чем плюс автомата?
— В том, что если ты застрял, то нужно просто остановиться, потом снова газу дать, и всё — он поехал. А на ручной коробке начинаешь там всё быстро делать, двигать, и в итоге вездеход еще глубже садится.
— Получается, что вы в работе отталкиваетесь от общих схем, но всё равно потом делаете в итоге вещь очень индивидуальную?
— Да, можно так сказать. Это касается и внешнего вида машин, того, как ими пользоваться. К примеру, можно сделать так, чтобы пять человек свободно сидели в кузове, могли переодеться, чтобы всё было чисто, как в этом вездеходе (на фото. — Прим. ред.). То, каким будет вездеход, зависит сильно от того, для чего он вообще будет использоваться и в каких условиях будет ездить. Технику и все ее возможности нужно использовать минимум процентов на 70. Если человек будет ездить один или максимум вдвоем с кем-то, то ему нет большого смысла делать большой вездеход. Но если он, к примеру, перевозит грузы, то ему уже может потребоваться и шестиколесник.
— Тот вездеход, который вы нам показали, — какие у него преимущества перед заводскими машинами и куда на нем можно ездить?
— Я уже говорил, что здесь стоит автоматическая трансмиссия, то есть, грубо говоря, на нем и обезьяна сможет ехать. Также штатно стоят пневматические блокировки — для опытных пользователей это огромное подспорье. Перенос лебедки есть, но этим сейчас, наверное, уже никого не удивишь, все уже давно пользуются таким. Еще есть климат-контроль, круиз-контроль. Кондиционера нет, но при желании можно было бы и его оставить, в предыдущих моделях он был.
— А внутри у него что стоит?
— Стоит всем известный двигатель от Hyunday Elantra XD20 с чугунным блоком — это штатный двигатель, единственное, что из него убран катализатор: понятно, что лишнее тепло здесь не нужно. Дальше — автоматическая трансмиссия, она также от обычного автомобиля, только блок перепрошит с небольшими доработками ввиду специфики работы вездехода. Радиатор здесь — от автомобиля Subaru. Я просто сам «субарист», поэтому так. Но и, конечно, потому, что он низкий и хорошо влезает именно в 50 сантиметров высоты, и его достаточно вполне. Еще система компрессора стоит, система подкачки шин, система пневматических блокировок. Если человек захочет, есть также возможность устанавливать пневмоподвеску. На многих моих предыдущих вездеходах она стоит. Есть ресивер, гидроусилитель — это в принципе всё штатное, ничего необычного. Еще дополнительно стоит охлаждение коробки.
«Надеюсь, что когда-нибудь уйду во всё это с головой»
— Сколько кушает бензина такой вездеход?
— Точно не посчитать. Но если ехать, допустим, по трассе на заднем мосту, то в среднем на 100 километров он съест примерно 15–18 литров в час. Но когда мы заезжаем в болото, там уже одному богу известно — там нужно считать в моточасах. Ну в среднем, я полагаю, уйдет 3–4 литра в час в зависимости от загрузки. То есть с расчетом в 4 литра в час, я думаю, можно ехать куда угодно. Бак вмещает около 40 литров, и плюс еще 60 литров можно залить в канистры на стенах. Получается, запаса топлива хватит примерно на 25 часов езды.
— До какой максимальной скорости можно разогнаться?
— Максимум — 87 километров в час. По крайней мере, мы смогли до такой скорости его разогнать. Но на максималках он становится вообще неуправляемым. Тут система гидрообъемного управления, это тракторная схематика, и она дает свои преимущества, но есть у нее и свои недостатки. Например, здесь, если вы за рулем, то у вас нет связи с дорогой. То есть если вы наезжаете на какое-то препятствие, то нет обратной связи на руле, как на машине бывает: если вы попали в яму, то у вас руль выбивает. Но здесь нет такого: в какую бы яму вы ни попали, руль не выбивает. Это дает свои плюсы, но есть и минусы: вы, во-первых, не чувствуете, где колеса, а, во-вторых, они стоят статично, а движение идет дискретное, небольшими рывками, не так плавно, как у машины. Зато с этим хорошо в болоте: повернул, колеса поставил набок — и поехал кругами кататься. Можно руль поставить прямо и не бояться, так как он никуда не повернет. Но автомобильную схематику на вездеходы тоже устанавливал — всё зависит от пожеланий.
— Насколько сложно им вообще управлять?
— Для человека, который за рулем, вообще несложно. Во многом даже и проще, чем на автомобиле. Хотя, конечно, смотря с какой машиной сравнивать: если с «Жигулями», то, конечно, на нем легче, а если с «Прадо», то, соответственно, сложнее.
— Но нужно иметь специальные права, чтобы на нем ездить?
— Да, так как здесь стоит двигатель 140 лошадиных сил, нужно иметь тракторную категорию «Б». Если бы стоял двигатель до 100 лошадиных сил, то достаточно было бы тракторной категории «А».
— Артем, а как долго вы делаете один вездеход, и сколько он примерно может стоить?
— Вилка цен, на самом деле, очень большая. Предыдущие вездеходы, которые я делал, там цена начиналась от 500 тысяч рублей и доходила до почти 3 миллионов рублей. По времени основная сборка занимает до двух месяцев, а дальше уже идут доработки, совершенствование.
— Не было мысли оставить должность помощника машиниста и заниматься только вездеходами, раз так хорошо получается?
— Было, конечно, ведь, как говорится, лучшая работа — это высокооплачиваемое хобби. Надеюсь, что когда-нибудь уйду во всё это с головой, если действительно кому-то мой труд будет интересен, если будет серьезная целевая аудитория, на которую стоит работать.
В нашей рубрике «На чем ты ездишь» мы также недавно рассказывали про пенсионера из Архангельска, который в свободное время реконструирует советские «Волги».