Дороги и транспорт проблема «Нельзя ставить на деревенских крест»: в Котласском районе люди много лет не могут добиться автобуса

«Нельзя ставить на деревенских крест»: в Котласском районе люди много лет не могут добиться автобуса

В 20 километрах от районного центра люди чувствуют себя брошенными

Магазина и почты нет, скорая, пожарная и электрики не едут, как говорят местные, — плохие дороги. Еще одна проблема: до города добраться сложно, рейсов мало

В Котласском районе ситуация с транспортом дошла до абсурда. Жители деревень, что в 20 километрах от города, жалуются, что годами не могут вымолить у властей дополнительные автобусные рейсы. Утром отвозишь ребенка в садик. Вечером — добирайся за ним как знаешь. А в город им нужно часто: почта и магазин есть не везде, пенсионерам нередко нужно в больницу, а кто помоложе — в городе работает. Местные говорят, что на них уже почти поставили крест: деревни якобы заселены неплотно, и содержать транспорт с таким низким пассажиропотоком нерентабельно. Перевозчики говорят, что из деревень «ездят пустыми». Остался только рейс до Пустоши, и с таким подходом название может стать говорящим для всей сельской местности за Котласом. Власти рассуждают, как заманить на село молодые кадры или удержать коренных жителей, кажется, одна из проблем, которые на это влияют, — в этом тексте.

«Добавьте нам рейсов!»


20 деревень на берегу Северной Двины местные жители до сих пор называют Вотлажмой, так как раньше они входили в состав Вотлажемской волости. Сюда от Котласа ходят три автобуса, но только 305-й доезжает до крайних пригородных деревень. Это единственный маршрут, на котором они могут добраться — Котлас — деревня Пустошь. Сейчас он ходит всего лишь два раза в день — в 06:30 и 15:00 из Котласа и в 07:30 и 16:00 из Пустоши, плюс в субботу добавлен еще и рейс в 12 часов. Кроме этого, люди недовольны завышенной ценой на билет, отсутствием расписания на остановках, да и автобусы зимой могут ходить, по их словам, совершенно не по графику.

Татьяна Пушкина из Котласа регулярно ездит из города в свой дом в деревне Бурмасово и за одну такую поездку по 22 километрам дороги она платит 85 рублей. Говорит, что хотела бы ездить, особенно в огородный сезон, но расписание автобуса неудобное: рабочий день заканчивается, когда автобус ушел. Котлашанка давно занимается этой проблемой — обращалась во все инстанции, но пока что безрезультатно.

Деревни под Котласом выглядят вот так — часть домов являются сейчас дачами

— Эти деревни — пригород Котласа, практически Котлас еще, — объясняет она. — Вотлажма не обеспечена регулярными перевозками. Если утром человек увез ребенка в садик, то как он его заберет обратно вечером? Один из местных говорит, что утром жена уезжает на работу на автобусе, а вечером он должен за ней ехать на машине. Дело ли? А работы на Вотлажме нет! Мы просим: автобус должен быть ежедневным, не менее трех рейсов, в том числе — вечерний, не ранее 18 часов. И начиная с апреля по октябрь — дополнительно дневные рейсы, чтобы могли ехать и дачники.

Татьяна говорит, что пассажиров не устраивает и время рейсов, и цена билета, по которой им накручена лишняя треть проезда:

— По договору маршрут ходит от железнодорожного вокзала, и по документу это единственная остановка в Котласе. Мы просим ввести в маршрут остановку от стадиона «Локомотив», которая фактически есть. Тем, кто не едет от ж/д вокзала в цену проезда закладывается 7 лишних километров, то есть за каждую поездку я переплачиваю 21 рубль. При этом ни на одной остановке вообще нет расписания этого маршрута — только у стадиона, но и оно постоянно не соответствует реальному. А в каждый второй день в дачный сезон в прошлые года на билетах не было цены проезда. Только что, в апреле 2021 года, ввели кассовый аппарат.

В некоторые дни лета 2020 года, по словам котлашан, на билетах 305-го автобуса не стояла стоимость

«Нельзя ставить на людях крест»


Татьяна не единственная, кто жалуется на такое положение дел. Многодетная мама Дарья Власова постоянно проживает в Вотлажме и вынуждена ездить в город за медицинской помощью, а ребенка отвозить в детский сад.

— У меня двое маленьких детей — одна ходит в садик на Доке (район Котласа. — Прим. ред.), а вторая еще годовалая, — рассказывает Дарья. — Машины в данный момент у нас нет. Если я поехала в больницу, то обратно сразу же не уехать. Очень неудобно ждать в городе и где-то ходить с ребенком до 15 часов. Хотелось бы, чтобы каждый день, а не только по субботам, были из 6-часовой рейс и 12-часовой. И цена: мы доезжаем отсюда до города за 75 рублей. А до Вычегодского, например, такое же расстояние, но там мы платим 25 рублей почему-то.

Предприниматель Ольга Окуловская, у которой есть дом в Бурмасово, говорит, что автобусы могут ходить к ним нерегулярно. Например, в новогодние каникулы, до 11 января, автобус совсем не ездил.

— Тогда я доезжала на другом автобусе до деревни Выставка, а потом пешком шла пять километров, — вспоминает она. — У нас дом находится в собственности, у меня там даже прописан сын. В деревнях живут люди и нельзя ставить на них крест — что раз «нерентабельно» и «ездим пустыми», значит всё, отменяем рейсы. Если бы наша деревня была полностью дачная, то и разговоров бы не было. Но там живут люди, которые там прописаны, понимаете? И части из них надо как-то добираться на работу.

Автомобильная дорога в Вотлажме

Николай Соловьев признает, что народ недоволен расписанием и есть нужда в трех рейсах каждый день.

— Я сам пенсионер, мне удобно, чтобы автобус ходил утром, в 12 часов и вечером. Сейчас дневного рейса нет. Я прописан и живу здесь постоянно. В город езжу не каждый день, по надобности — в больницу, например. Но кроме меня ведь ездят и другие.

«Зачем накалять обстановку?»


По этим вопросам Татьяна Пушкина как представитель местных жителей обращалась в различные инстанции. В 2017 году она была четыре раза на приеме у главы Котласского района Татьяны Сергеевой. По ее словам, за ней записывали все их предложения по автобусам, но в итоге, никакие из них не были учтены.

— В декабре 2017-го мы узнаем, что Министерство транспорта подписало новое расписание: в выходные автобус не ходит вообще, а по будням последний рейс в 15 часов. Нас как будто не слышали. Ежегодно обращались в Минтранс — получали отписки, ситуация не менялась. Когда нынешней зимой отменили рейсы по выходным, люди спонтанно собрали подписи и решили снова обратиться во все инстанции и довести данный вопрос до конца. Да, подписей около сотни, надо собрать тысячу? Без проблем! Только зачем накалять обстановку?!

В декабре 2020 года жители деревень отправили обращения в Администрацию Котласского района и снова в Министерство транспорта. В феврале 2021 года — повторно по этим вопросам обратились к губернатору о том, что ответ Минтранса их не устроил, и попросили рассмотреть их вопросы в комплексе. Но ответил им снова Минтранс. Люди считают, что их просьбу там так и не услышали.

Жители даже предложили властям альтернативу: передать маршрут перевозчику Алексею Мишину, которому принадлежит местный маршрут № 306. В разговоре с 29.RU он подтвердил, что действительно готов взять маршрут и добавить рейсы, если на то будет указание Министерства транспорта.

— Мы просим Минтранс в комплексе рассмотреть перевозки к югу от Котласа, — говорит Татьяна Пушкина. — Сейчас они запустили три конкурирующего маршрута — № 305, 306 и 352. Один из них, сезонный 306-й, можно убрать, а 305-й передать перевозчику 306-го и добавить рейсы. Не будет никакого конфликта интересов, направление перспективное. Иначе почему нынешний перевозчик никак не хочет уходить с маршрута, несмотря на то, что не может обеспечить нужное людям расписание?

«

Деревни с низкой численностью населения

»

В администрации Котласского района 29.RU пояснили, что организатором перевозок является министерство транспорта Архангельской области, и они же согласовывают расписание рейсов. На днях они опубликовали расписание 305-го маршрута на летний период. Согласно ему, с 1 мая по 31 сентября по средам и субботам добавят рейс в 12:00. А с 1 июня по 31 августа рейс в 15:00 перенесут на 18:00. Местные жители говорят, что ранее в Минтрансе им сообщали о том, что 18-часовой рейс будет работать с мая по сентябрь.

Новое расписание на одной из деревенских остановок

По словам замначальника отдела строительства, транспорта, энергетики и коммунального хозяйства Котласского района Дениса Лобанова, лично они открыты к обращениям местных жителей.

— Устные обращения по этой проблеме были, по поводу письменных — не могу сказать. Мы доносим их до перевозчика. Если будет письменное обращение — добавить рейс или наоборот, перенести его, то мы, конечно, будет работать с Минтрансом. Но на сегодняшний день каких-то конкретных заявлений я от жителей не видел, — заявил он.

На запрос 29.RU в областном Минтрансе ответили, что расписание 305-го маршрута было составлено «на основании существующих потребностей жителей и действующего пассажиропотока». По их информации, в деревне Пустошь постоянно проживает 1 человек, в Бурмасово — 13 человек, а в зимний период — 3 человека, в Курино — 8 человек, в Варавино — 4 человека. По мнению министерства, это малое количество для увеличения количества рейсов

— Ввиду того, что по маршруту движения автобуса № 305 находятся деревни с низкой численностью населения и, как следствие, низкого пассажиропотока, добавление рейсов вызовет необходимость софинансирования перевозчика из бюджета Архангельской области. Себестоимость добавления одного кругорейса в день составит 1,5 млн рублей в год, — пояснил в ответе заместитель министра транспорта Архангельской области Андрей Голубев.

Также по информации ведомства, расписание автобуса размещено на всех остановочных пунктах, предусмотренных государственными контрактами, а обращений жителей на работу маршрута, кроме обращений Пушкиной Т. И., в 2020 году не поступало.

Если на полях рядом с деревнями еще, например, заготавливают сено, то в самой Вотлажме работы нет, все жители ездят за ней в город

Местные жители считают, что изменение только летнего расписания не решит обозначенных ими проблем:

— Нас не слышат и не видят наших аргументов, — говорит Татьяна Пушкина. — Почему в качестве аргумента Минтранс приводит число прописанных людей, а остальных — собственников, они почему-то не учитывают? А на примере нашего автобуса нам показали отношение к собственникам — нас как будто нет! Я тоже собственник дома, я там не прописана. Магазина и почты нет, скорая, пожарная и электрики не едут — такие дороги. Ничего нет — вы чего от людей прописки-то требуете? Сделайте хоть что-то, хотя бы автобус! А собственников только в моей деревне — 32, и в Бурмасово — не один десяток, у всех семьи. Деревень только на Вотлажме — 20. Сотни дач. Желающих пользоваться общественным транспортом предостаточно — давайте же его разумно организуем!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
Хотите помочь и этим убиваете: научный сотрудник рассказала, можно ли кормить птиц в Архангельске
Анонимное мнение
Мнение
«Быстро, на ходу или целая церемония»: психолог рассуждает, что общего у секса и чаепития
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления