Олег Мишуков — эксперт в сфере пассажирских перевозок с большим опытом. В разные годы он работал в Министерстве промышленности, транспорта и связи Архангельской области, региональном агентстве по транспорту, был заместителем министра по этому профилю, а сегодня является председателем совета Ассоциации автотранспортников региона. Он считает, что с 2016 до 2020 года многое в этой сфере изменилось к лучшему, однако «больные места» есть до сих пор. Как можно улучшить автобусные перевозки, Олег Владимирович рассказал в интервью.
— Давайте вместе вспомним, что было с перевозками несколько лет назад?
— Еще пять лет назад по Архангельску ездили одни только пазики, часто гнилые, увешанные рекламой. Было много нелегалов — тех, кто выходил на маршруты без договоров. Автобусы могли по четыре-пять штук за один раз подъезжать на остановки, создавая тем самым пробки и устраиваю автобусные гонки за пассажирами. Перевозчики хранили автобусы где попало, бросали их прямо во дворах жилых домов.
— Когда эта ситуация начала меняться?
— К счастью, в 2015 году был принят федеральный закон № 220, на базе которого внесли изменения в областной закон, в разработке которого я непосредственно принимал участие, а также ряд нормативно-правовых актов в сфере организации транспортного обслуживания населения, появилась статья в административном кодексе, которая предусматривает ответственность за перевозку пассажиров без карты маршрута, которую можно получить только согласно договорам с Минтрансом области или с муниципалитетом.
В 2017 году в регион приезжал помощник президента Российской Федерации Игорь Левитин, он провел совещание, на котором были приняты ключевые решения, как улучшить качество и безопасность автотранспортных перевозок в регионе. Я лично принимал участие в подготовке доклада президенту РФ по этому вопросу. Этот доклад рассматривался на госсовете в сентябре 2017 года. Одно из предложений, которое мы продвигали и которое, кстати, позже вошло в федеральное законодательство, — это заключение договоров с перевозчиками на основе проведения именно конкурсных процедур. Объясню: раньше закупки на перевозку пассажиров осуществлялись исключительно через аукцион. Компании торговались по цене контракта. Качество было на низком уровне, могли победить перевозчики из других регионов, у которых нет даже автобусов. Мы предложили учитывать год выпуска автобуса, стаж работы водителей, наличие площадок для хранения транспортных средств, качество автопарка — есть ли у предпринимателя низкопольные автобусы и т. д. Мы хотели, чтобы в конкурсах участвовали местные перевозчики, которые хорошо знают регион, город и все нюансы и специфику территории.
— Это сработало?
— Да, на сегодня в Архангельске мы имеем действующую автотранспортную сеть из 35 муниципальных маршрутов, на которых работают 13 перевозчиков. Многие из них более 30 лет осуществляют перевозку пассажиров в регионе. Регулируемый тариф за проезд — 29 рублей. Пассажиров перевозят 322 автобуса, в том числе 106 низкопольных автобусов для маломобильных граждан, а также 30 автобусов марки ЛиАЗ, которые региону подарило правительство Москвы. Перевозчики и сами закупают новые низкопольные автобусы МАЗ, «ПАЗ next». До 2020 года велась активная работа по улучшению подвижного состава. Кроме этого, осенью прошлого года на всех автобусах внедрили возможность бесконтактной оплаты проезда, в том числе по банковским картам.
— Ранее сообщалось о том, что на дорогах выросло количество ДТП с участием водителей автобусов. В Ассоциации анализировали эти цифры, почему так происходит?
— Да, мы разбирались, и я считаю, что каждую ситуацию всегда нужно рассматривать конструктивно. Безусловно — число ДТП с участием автобусов выросло. Об этом говорит статистика. Однако при этом количество аварий, в которых виноват водитель автобуса, ежегодно снижается. Цифры будут представлены в наглядной таблице. Также скажу, что в первом квартале 2021 года мы наблюдаем снижение на 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года числа ДТП, которые произошли по вине водителя автобуса. Безусловно, мы все должны стремиться, чтобы это число было равно нулю, но не всегда всё зависит от водителей автобусов, и это надо учитывать.
— Почему сейчас обновление автобусов приостановилось?
— Пандемия внесла свои коррективы. Пассажиропоток в прошлом году снизился на 40%. Многие перевозчики сейчас переживают нелегкие времена. Кто-то брал новые автобусы в лизинг и теперь исполняет долговые обязательства, кто-то вообще находится в предбанкротном состоянии.
— Согласно постановлению Правительства РФ пассажирские перевозки включены в перечень отраслей, наиболее пострадавших в период распространения коронавирусной инфекции. Разве перевозчики не получали господдержку?
— Да, некоторая помощь была оказана. Из бюджета области перевозчики из ассоциации получили 2,9 миллиона рублей. При этом в период пандемии увеличилось число проверок. И сейчас на перевозчиков, которые входят в ассоциацию, наложено 4,5 миллиона рублей штрафов.
Еще один важный момент: общая сумма, которую региональный бюджет ежегодно выделяет на поддержку транспортных перевозок в сфере авиационного, железнодорожного и водного транспорта, — более 600 миллионов рублей. К сожалению, автомобильный — это единственный вид транспорта, который не получает субсидию из бюджета. Получается, обновление подвижного состава происходит только за счет перевозчиков и пассажиров. Поэтому мы и решили обратиться к губернатору. Одно из наших предложений Министерству транспорта региона — рассмотреть вопрос о выделении субсидий на автомобильные пассажирские перевозки.
Однако пока было принято другое решение — повышение тарифа, а вместе с тем платы за проезд, на 1 рубль, которое произошло в этом году. При этом мы считаем, что если бы была субсидия, тариф для проезда пассажиров можно было бы снизить.
— Какие еще идеи по улучшению перевозок есть у Ассоциации автотранспортников?
— Зачастую водители автобусов не видят перспективы развития в этой сфере, многие уходят в лесную отрасль, где зарплата больше, а проблем меньше. Поэтому в пассажирских перевозках сейчас настоящий кадровый голод. Мы считаем, что надо повышать престиж профессии водителей автобусов и кондукторов: проводить конкурсы мастерства, награждать лучших, поощрять добросовестный многолетний труд, писать об этом в СМИ. Раньше считалось, что быть водителем так же классно, как моряком, у них даже были сопоставимые зарплаты. А сейчас на дорогах пробки, стресс, ответственность за перевозку людей, возрастающие требования. Напряжение нарастает из-за новостей о том, что прорабатывается вопрос о появлении в Архангельске нового, единого перевозчика. Уже озвучены планы о том, чтобы провести конкурсную процедуру до конца 2021 года.
Также мы предлагаем разработать льготные проездные билеты для пенсионеров, студентов, многодетных семей. Такие проездные билеты есть в других регионах России, в том числе Северо-Запада.
Мы считаем, что все вопросы о повышении качества пассажирских автотранспортных перевозок необходимо обсуждать комплексно. Для этого предлагаем создать рабочую группу, где власти и перевозчики могли бы работать вместе на благо пассажиров. К слову, все эти идеи мы уже отправили губернатору Александру Цыбульскому в обращении ассоциации автотранспортников Архангельской области.