«Раньше водители автобусов жили лучше моряков»: Олег Мишуков ответил на сложные вопросы о транспорте Архангельска
Он рассказал, как изменились перевозки, и высказал несколько идей, которые помогут их изменить

Те самые автобусы, которые Архангельской области подарила Москва
Фото: из архива Олега Мишукова
Поделиться
Олег Мишуков — эксперт в сфере пассажирских перевозок с большим опытом. В разные годы он работал в Министерстве промышленности, транспорта и связи Архангельской области, региональном агентстве по транспорту, был заместителем министра по этому профилю, а сегодня является председателем совета Ассоциации автотранспортников региона. Он считает, что с 2016 до 2020 года многое в этой сфере изменилось к лучшему, однако «больные места» есть до сих пор. Как можно улучшить автобусные перевозки, Олег Владимирович рассказал в интервью.

Олег Мишуков 30 лет проработал на госслужбе
Фото: из архива Олега Мишукова
Поделиться
— Давайте вместе вспомним, что было с перевозками несколько лет назад?
— Еще пять лет назад по Архангельску ездили одни только пазики, часто гнилые, увешанные рекламой. Было много нелегалов — тех, кто выходил на маршруты без договоров. Автобусы могли по четыре-пять штук за один раз подъезжать на остановки, создавая тем самым пробки и устраиваю автобусные гонки за пассажирами. Перевозчики хранили автобусы где попало, бросали их прямо во дворах жилых домов.

Раньше перевозчики могли бросить свои автобусы прямо во дворе или на обочине
Фото: из архива Олега Мишукова
Поделиться
— Когда эта ситуация начала меняться?
— К счастью, в

31 марта 2017 года в Архангельске прошло совещание с Игорем Левитиным
Фото: из архива Олега Мишукова
Поделиться
В 2017 году в регион приезжал помощник президента Российской Федерации Игорь Левитин, он провел совещание, на котором были приняты ключевые решения, как улучшить качество и безопасность автотранспортных перевозок в регионе. Я лично принимал участие в подготовке доклада президенту РФ по этому вопросу. Этот доклад рассматривался на госсовете в сентябре 2017 года. Одно из предложений, которое мы продвигали и которое, кстати, позже вошло в федеральное законодательство, — это заключение договоров с перевозчиками на основе проведения именно конкурсных процедур. Объясню: раньше закупки на перевозку пассажиров осуществлялись исключительно через аукцион. Компании торговались по цене контракта. Качество было на низком уровне, могли победить перевозчики из других регионов, у которых нет даже автобусов. Мы предложили учитывать год выпуска автобуса, стаж работы водителей, наличие площадок для хранения транспортных средств, качество автопарка — есть ли у предпринимателя низкопольные автобусы и
— Это сработало?
— Да, на сегодня в Архангельске мы имеем действующую автотранспортную сеть из 35 муниципальных маршрутов, на которых работают
— Ранее сообщалось о том, что на дорогах выросло количество ДТП с участием водителей автобусов. В Ассоциации анализировали эти цифры, почему так происходит?
— Да, мы разбирались, и я считаю, что каждую ситуацию всегда нужно рассматривать конструктивно. Безусловно — число ДТП с участием автобусов выросло. Об этом говорит статистика. Однако при этом количество аварий, в которых виноват водитель автобуса, ежегодно снижается. Цифры будут представлены в наглядной таблице. Также скажу, что в первом квартале

Поделиться
— Почему сейчас обновление автобусов приостановилось?
— Пандемия внесла свои коррективы. Пассажиропоток в прошлом году снизился на 40%. Многие перевозчики сейчас переживают нелегкие времена. Кто-то брал новые автобусы в лизинг и теперь исполняет долговые обязательства, кто-то вообще находится в предбанкротном состоянии.
— Согласно постановлению Правительства РФ пассажирские перевозки включены в перечень отраслей, наиболее пострадавших в период распространения коронавирусной инфекции. Разве перевозчики не получали господдержку?
— Да, некоторая помощь была оказана. Из бюджета области перевозчики из ассоциации получили
Еще один важный момент: общая сумма, которую региональный бюджет ежегодно выделяет на поддержку транспортных перевозок в сфере авиационного, железнодорожного и водного транспорта, — более
Однако пока было принято другое решение — повышение тарифа, а вместе с тем платы за проезд, на

Некоторые перевозчики сами закупали новые автобусы
Фото: из архива Олега Мишукова
Поделиться
— Какие еще идеи по улучшению перевозок есть у Ассоциации автотранспортников?
— Зачастую водители автобусов не видят перспективы развития в этой сфере, многие уходят в лесную отрасль, где зарплата больше, а проблем меньше. Поэтому в пассажирских перевозках сейчас настоящий кадровый голод. Мы считаем, что надо повышать престиж профессии водителей автобусов и кондукторов: проводить конкурсы мастерства, награждать лучших, поощрять добросовестный многолетний труд, писать об этом в СМИ. Раньше считалось, что быть водителем так же классно, как моряком, у них даже были сопоставимые зарплаты. А сейчас на дорогах пробки, стресс, ответственность за перевозку людей, возрастающие требования. Напряжение нарастает из-за новостей о том, что прорабатывается вопрос о появлении в Архангельске нового, единого перевозчика. Уже озвучены планы о том, чтобы провести конкурсную процедуру до конца
Также мы предлагаем разработать льготные проездные билеты для пенсионеров, студентов, многодетных семей. Такие проездные билеты есть в других регионах России, в том числе Северо-Запада.
Мы считаем, что все вопросы о повышении качества пассажирских автотранспортных перевозок необходимо обсуждать комплексно. Для этого предлагаем создать рабочую группу, где власти и перевозчики могли бы работать вместе на благо пассажиров. К слову, все эти идеи мы уже отправили губернатору Александру Цыбульскому в обращении ассоциации автотранспортников Архангельской области.