![3D-модель — в голове, а потом сборка: северянин делает вездеходы для экстремального бездорожья России Сразу видно, «Зик2» — мощная машина | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/62/5e/2d625e6d6c790b3e0d09532194c3a883/656x438_1:5653_920c03f87b71cc60cc47c68060a25a9c@2048x1365_0xOZFdi55s_4395339076551948037.jpg.webp)
Северодвинец Александр Кустов в одиночку собрал уже не первый вездеход, — его «Зик2» напоминает внешне дорогостоящий «Шерп». Однако, как говорит конструктор-самодельщик, — сходство лишь визуальное. Машины разные, и его вариант бюджетнее при тех же качествах: может пройти даже по самой убитой дороге, ухабам, песку, мху и ямам, — поэтому им интересуются в первую очередь рыбаки и охотники. Александр — самоучка. Он рассказал, как собирал этот компактный вездеход, показал его изнутри и в деле — мы устроили тест-драйв по песчаным холмам.
«3D-проекция у меня в голове»
Смотришь на «Зик2», и не верится, что это результат ручного труда, а не большого производства. Александр Кустов говорит, что с детства отец прививал ему навыки по ремонту автомобилей, в шесть лет он уже разбирал мотоциклы.
— Мне это легко дается. Люди, может быть, не понимают, а я как вижу — так и строю, — говорит наш собеседник и показывает на вездеход, — вот эта конструкция — она вся из моей головы. Нет никаких размеров, которые я подгонял бы под «Шерп». Чертежи я составляю в тетрадках. Первые чертежи — в голове. У меня есть в мыслях постоянная 3D-проекция, я всегда уже хорошо представляю деталь, которую буду делать. В принципе, по вездеходу у меня ни одного чертежа нет. Есть только чертежи узлов колес и всё. Всё остальное — как вижу, так и собираю. И всё получается.
![Вездеход, объясняет Александр, собран практически без чертежей | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/64/eb/6b64eb2ebc931a648bb7fbfd4af3e355/656x438_1:5653_452264b5f81b8f7a155f8b544d2481a5@2048x1365_0xqezuJxlr_2168505888396001666.jpg.webp)
Как «Шерп», только в разы дешевле
Вездеход, как говорит конструктор, только визуально похож на «Шерп».
— У «Шерпа» колеса больше в разы. Дороже и больше. Управление у меня не гидравлическое, как у них. Он («Шерп»), может застрять на болоте и не выехать. У меня — гидровакуумное управление. То есть, проще говоря, — как тормоза у машины. Двигатель работает, управление легкое. Даже если вакуумы сломались, то он все равно поедет. По ходовой части — почти копия «Шерпа». Каналы подкачки у меня меньше. Подшипники те же самые, металл и цепи те же самые, — объясняет Александр.
Посмотрите видео выше, — он показал, где находится дизельный двигатель. Уточнил, что стоят два аккумулятора, потому что «дизеля любят, когда их крутят, при заводке, особенно холодной»:
— Плюс один аккумулятор у меня идет как автономный подогреватель. Пускай лучше будет два аккумулятора для надежности хода: если где-то в лесу ночуешь, освещение включаешь, обогрев включаешь, чтобы лебедку тянуло по-хорошему.
![Внутри вездехода места довольно много | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/e2/27/bbe22779066015fb33843050a9f34f7f/656x438_1:5653_c5cd1bcefc136d48805e317152de6d08@2048x1365_0xpKCrZU76_1107606806515213457.jpg.webp)
Электрика в вездеходе собранна по собственной схеме: без всяких паек, соединений, скручиваний.
— Радиатор у меня — ГАЗелевский, нивовские вентиляторы — два, для лучшего охлаждения. Стоит расширительный бачок. Протяжной вентилятор, чтобы моторный отсек всегда оставался холодным.
Друг, который вытащит из глуши
Такой друг на колесах может быть не только средством передвижения, но и временным укрытием с ночлегом, если попадет в хозяйство бывалого охотника или рыбака. Александр показал, как устроены спальные места.
— Они находятся внутри по бокам: 2,10 в длину, в ширину — 500. Я думаю, что втроем здесь можно вообще влегкую отдыхать. Борта у меня здесь открепляются. Можно опустить, и будет уже как спинка — удобный диванчик для пассажира. Эту спинку можно поднять, чтобы она сдерживала вещи, а наверх положить рюкзаки, чтобы они не выпадали. Есть ручки, чтобы держаться, освещение салона.
Буквально зимой на «Зик2» Александр съездил на рыбалку: на море, на озёра, по снегу, по целине, по слузу, по воде.
— Без всяких происшествий, мне очень понравилось, — говорит Александр. — Хочу теперь собирать еще один вездеход, уже более усовершенствованный, более легкий. В этой модели я усовершенствовал ходовую часть — она самая ответственная. Двигатель поставил дизельный, потому что у него крутящий момент больше, и он идет мягче в разы, расход топлива меньше. Движки дизельные любят только подогрев, у меня стоит автономный отопитель, я его могу подогреть, даже если сильный мороз, и ехать. Он идет более мягко, размеренно и не шумит, как бензиновый двигатель. Человек должен отдыхать за рулем, а не напрягаться, что надо тянуть не одну тонну на себя, — так и руки отсохнут за 50–60 км.
![Александр увлечен ремонтом и сборкой автомобилей с детства — этим его заинтересовал отец | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/dc/15/36/dc1536dc00005d1d29d8878dbcde8909/656x438_1:5653_2cf249a929022d96e1615b71c9dd0bdf@2048x1365_0xLlsfKFwY_6978397855218406503.jpg.webp)
На первом вездеходе, который собрал Александр Кустов, была просто гидравлическая часть, а не гидровакуумная, — есть сейчас управление в три раза легче:
— Как тормозная педаль на машине — если двигатель работает, то тормоза управляются вообще легко: нажал и машина остановилась. Так и здесь.
Северодвинец — мастер на все руки, и его не раз уже звали работать и сотрудничать, — очень много приглашений.
— Прямо так и говорят, — «приезжай, будешь работать, зарплата больше 100 тысяч, будешь мастером, вот у тебя 12 человек будет в подчинении, будешь показывать, рассказывать». А я не умею показывать и рассказывать, я делаю сам, своими руками. Человеку нужно будет объяснять что сделать, как сделать, почему именно так. А я представил, картинку нарисовал в голове и сделал. Надо что-то заварить — заварил. Надо что-то прикрутить — прикрутил. Никого просить не надо. 21 век все-таки — век высоких технологий, — меня даже в вездеходе ручная только коробка передач, остальное всё электроника. Руками ничего не надо делать.
![Еще парочка деталей в этой и следующих фото — рассмотрите вездеход внимательнее | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/d4/ae/27/d4ae2711991f7cf3506d888ae78b6200/656x438_1:5653_404bf69d669970da4b843d603318995f@2048x1365_0xuE43jN3p_5383430511863387154.jpg.webp)
![Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/db/ff/b2/dbffb2d934abc1a2bebb5412aed44e02/656x438_1:5653_535ab75957342da410074b4789259a62@2048x1365_0x4fmLFZRr_4341136542973428534.jpg.webp)
![Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/e2/fe/23/e2fe230a89030800f25f8bff6830661e/656x438_1:5653_2ada6163cf989c3105734f167465df8a@2048x1365_0xp0c2w0In_5490772284429616485.jpg.webp)
Мы уже провели прямой эфир как пассажиры вездехода «Зик2» — посмотрите по какой суровой трассе мы проехали. Ранее мы рассказывали, что в Архангельске сделали вездеход-трансформер для людей с инвалидностью, это необычная машина MARS, которую мы тоже протестировали. Большой интерес читателей вызвала и статья про Артема Шубина, его хобби — сборка вездеходов за миллионы рублей. Рынок в этом направлении порой удивляет, однажды мы нашли среди объявлений вездеход с кузовом «девятки» со свалки и вездеход с фюзеляжем вместо кузова.