Северодвинец Александр Кустов в одиночку собрал уже не первый вездеход, — его «Зик2» напоминает внешне дорогостоящий «Шерп». Однако, как говорит конструктор-самодельщик, — сходство лишь визуальное. Машины разные, и его вариант бюджетнее при тех же качествах: может пройти даже по самой убитой дороге, ухабам, песку, мху и ямам, — поэтому им интересуются в первую очередь рыбаки и охотники. Александр — самоучка. Он рассказал, как собирал этот компактный вездеход, показал его изнутри и в деле — мы устроили тест-драйв по песчаным холмам.
«3D-проекция у меня в голове»
Смотришь на «Зик2», и не верится, что это результат ручного труда, а не большого производства. Александр Кустов говорит, что с детства отец прививал ему навыки по ремонту автомобилей, в шесть лет он уже разбирал мотоциклы.
— Мне это легко дается. Люди, может быть, не понимают, а я как вижу — так и строю, — говорит наш собеседник и показывает на вездеход, — вот эта конструкция — она вся из моей головы. Нет никаких размеров, которые я подгонял бы под «Шерп». Чертежи я составляю в тетрадках. Первые чертежи — в голове. У меня есть в мыслях постоянная 3D-проекция, я всегда уже хорошо представляю деталь, которую буду делать. В принципе, по вездеходу у меня ни одного чертежа нет. Есть только чертежи узлов колес и всё. Всё остальное — как вижу, так и собираю. И всё получается.
Как «Шерп», только в разы дешевле
Вездеход, как говорит конструктор, только визуально похож на «Шерп».
— У «Шерпа» колеса больше в разы. Дороже и больше. Управление у меня не гидравлическое, как у них. Он («Шерп»), может застрять на болоте и не выехать. У меня — гидровакуумное управление. То есть, проще говоря, — как тормоза у машины. Двигатель работает, управление легкое. Даже если вакуумы сломались, то он все равно поедет. По ходовой части — почти копия «Шерпа». Каналы подкачки у меня меньше. Подшипники те же самые, металл и цепи те же самые, — объясняет Александр.
Посмотрите видео выше, — он показал, где находится дизельный двигатель. Уточнил, что стоят два аккумулятора, потому что «дизеля любят, когда их крутят, при заводке, особенно холодной»:
— Плюс один аккумулятор у меня идет как автономный подогреватель. Пускай лучше будет два аккумулятора для надежности хода: если где-то в лесу ночуешь, освещение включаешь, обогрев включаешь, чтобы лебедку тянуло по-хорошему.
Электрика в вездеходе собранна по собственной схеме: без всяких паек, соединений, скручиваний.
— Радиатор у меня — ГАЗелевский, нивовские вентиляторы — два, для лучшего охлаждения. Стоит расширительный бачок. Протяжной вентилятор, чтобы моторный отсек всегда оставался холодным.
Друг, который вытащит из глуши
Такой друг на колесах может быть не только средством передвижения, но и временным укрытием с ночлегом, если попадет в хозяйство бывалого охотника или рыбака. Александр показал, как устроены спальные места.
— Они находятся внутри по бокам: 2,10 в длину, в ширину — 500. Я думаю, что втроем здесь можно вообще влегкую отдыхать. Борта у меня здесь открепляются. Можно опустить, и будет уже как спинка — удобный диванчик для пассажира. Эту спинку можно поднять, чтобы она сдерживала вещи, а наверх положить рюкзаки, чтобы они не выпадали. Есть ручки, чтобы держаться, освещение салона.
Буквально зимой на «Зик2» Александр съездил на рыбалку: на море, на озёра, по снегу, по целине, по слузу, по воде.
— Без всяких происшествий, мне очень понравилось, — говорит Александр. — Хочу теперь собирать еще один вездеход, уже более усовершенствованный, более легкий. В этой модели я усовершенствовал ходовую часть — она самая ответственная. Двигатель поставил дизельный, потому что у него крутящий момент больше, и он идет мягче в разы, расход топлива меньше. Движки дизельные любят только подогрев, у меня стоит автономный отопитель, я его могу подогреть, даже если сильный мороз, и ехать. Он идет более мягко, размеренно и не шумит, как бензиновый двигатель. Человек должен отдыхать за рулем, а не напрягаться, что надо тянуть не одну тонну на себя, — так и руки отсохнут за 50–60 км.
На первом вездеходе, который собрал Александр Кустов, была просто гидравлическая часть, а не гидровакуумная, — есть сейчас управление в три раза легче:
— Как тормозная педаль на машине — если двигатель работает, то тормоза управляются вообще легко: нажал и машина остановилась. Так и здесь.
Северодвинец — мастер на все руки, и его не раз уже звали работать и сотрудничать, — очень много приглашений.
— Прямо так и говорят, — «приезжай, будешь работать, зарплата больше 100 тысяч, будешь мастером, вот у тебя 12 человек будет в подчинении, будешь показывать, рассказывать». А я не умею показывать и рассказывать, я делаю сам, своими руками. Человеку нужно будет объяснять что сделать, как сделать, почему именно так. А я представил, картинку нарисовал в голове и сделал. Надо что-то заварить — заварил. Надо что-то прикрутить — прикрутил. Никого просить не надо. 21 век все-таки — век высоких технологий, — меня даже в вездеходе ручная только коробка передач, остальное всё электроника. Руками ничего не надо делать.
Мы уже провели прямой эфир как пассажиры вездехода «Зик2» — посмотрите по какой суровой трассе мы проехали. Ранее мы рассказывали, что в Архангельске сделали вездеход-трансформер для людей с инвалидностью, это необычная машина MARS, которую мы тоже протестировали. Большой интерес читателей вызвала и статья про Артема Шубина, его хобби — сборка вездеходов за миллионы рублей. Рынок в этом направлении порой удивляет, однажды мы нашли среди объявлений вездеход с кузовом «девятки» со свалки и вездеход с фюзеляжем вместо кузова.