В правительство Архангельской области обратились главы Архангельска и Северодвинска. Они попросили пересмотреть тарифы на автобусные перевозки. Цены могут снова вырасти.
В администрацию городов, в свою очередь, до этого коллективно обратились перевозчики. Как рассказали в пресс-службе правительства области, они ссылались на рост цен на топливо и заявляли, что близки к риску полного невыполнения контрактных обязательств.
В интервью 29.RU глава Архангельска Дмитрий Морев рассказывал, что водителям автобусом платят не так много, из-за чего существует кадровый голод. В правительстве области сказали то же самое: что качество пассажирских перевозок вызвано низкими зарплатами водителей, которые переходят работать в другие места. По сообщению правительства, оклады работников транспорта выше тех, что заложены в действующий тариф, но перевозчики не в состоянии конкурировать с представителями других отраслей, где зарплаты выше.
— При защите тарифов расчетная величина зарплаты водителя составляла на 20 процентов меньше, чем по факту мы платим уже сегодня. В нашем объеме выручки зарплаты водителей и кондукторов вместе с налогами составляют 47 процентов, — рассказал директор ООО «Архтрансавто» Николай Карягин. — Люди уходят, и мы не можем обеспечить выход автобусов на линии в объеме, предусмотренном контрактом. У нас просто нет для этого достаточного количества экипажей.
По словам компаний-перевозчиков, не менее 20% от выручки расходуются на топливо. Также они отметили, что ежемесячно цена на горючее растет на 1%.
Главы Архангельска и Северодвинска недовольны тем, что автобусы не соблюдают расписание. В Центре управления регионом отмечают рост обращений горожан с жалобами на качество услуг.
— Мы понимаем, что сегодня ситуация близка к критической. Автобусы на линии не выходят, жалоб от жителей и градообразующих предприятий по этому поводу очень много: люди не могут добраться на работу. А те штрафы, которые установлены контрактными обязательствами, я считаю абсолютно несущественными, их нужно пересматривать. Если мы говорим о необходимости повышения тарифов, то здесь должна присутствовать обоюдная ответственность и перевозчики должны быть готовы неукоснительно соблюдать свои обязательства, — подчеркнул глава Северодвинска Игорь Скубенко.
Региональный Минтранс изучит аргументы перевозчиков и глав городов, после чего решит, поднимать ли цены на проезд.
— Перевозчиков прошу совместно с Министерством транспорта и агентством по тарифам и ценам тщательно проработать этот вопрос. При этом подчеркну: принципиально важно понимать, что для нас приоритетом является качество оказания услуг. И перевозчики должны это понимать, — подчеркнул заместитель председателя областного правительства Дмитрий Рожин. — Мы существенно ужесточим существующую систему штрафов за невыход автобусов на линии, за нарушение контрактных обязательств. Расписание должно соблюдаться, а перевозки — быть безопасными.
За последние 10 лет цена поездки на автобусе в Архангельске выросла на 15 рублей. С 1 марта 2021 года проезд в автобусах стал стоить 29 рублей. Тогда ситуацию прокомментировал бывший мэр города Александр Донской:
— 29 рублей — очень странный тариф, — сказал Александр Донской. — Я бы поставил сразу 30, потому что всё равно его поднимут. Все рассказы о том, что это последнее повышение, — это всё равно ерунда. Всё равно будут повышать. Удобнее сделали бы сразу полную цену и на этом бы закончили. Автобусы нужно либо по городской программе закупать, самому городу организовывать. Как в Москве, где современные автобусы, трамваи, современный транспорт. Либо это будет вечная история с повышением на один рубль и так далее. Это нужно очень серьезно спонсировать. Я говорю о том, что за счет федерального бюджета. У нас не хватает местных денег, чтобы решать проблемы. Тарифы будут поднимать всегда. Это связано с инфляцией. Тут ничего не поделаешь. Это просто нужно признать. В каждый год происходит такой разговор, что это не мы, это они. Все понимают — и перевозчики, и власти, — что тариф будет подниматься, будет расти.
Сейчас фирма из Перми исследует проблемы в общественном транспорте Архангельска. По итогу она вынесет предложения, как улучшить ситуацию с маршрутами.